СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейная педагогика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданско – патриотическое воспитание средствами музейной педагогики

на уроках, внеурочной деятельности в условиях ФГОС,

концепции преподавания Отечественной истории

Попова Е.В.

учитель истории и обществознания МОУ СОШ №4

с углубленным изучением отдельных предметов г. Батайска

Руководитель школьного музея

Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Этому способствовало соединение в музейной педагогике черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Предметом изучения новой научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Подобно общей педагогике, музейная педагогика не только обобщает опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно-педагогические программы.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии.

Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися.

В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. и постепенно получало все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 г. на конференции «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящееся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Для разработки музейной педагогики имелись серьёзные исторические предпосылки. По существу, отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX - начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М.В. Новорусский, М.С. Страхова, Н.А. Флеров и др.) [1].

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности.

Зачем же нужна музейная педагогика в школах?

Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать.

Отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.

Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

- попробовать собственные силы и само реализоваться каждому ребенку;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

Музейные уроки носят обобщенно-собирательный характер, строятся по хронологически-тематическому принципу.

Ребята активно и с большим желанием посещают занятия. Читая и слушая отзывы ребят, я неоднократно убеждалась, что музейная педагогика в школе просто необходима. В качестве одного из важнейших критериев при отборе материала для беседы выступает воспитательный аспект. Культурное наследие, доставшееся нам в виде технических достижений произведений искусства, литературы, устного народного творчества - подлинных эстетических ценностей, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.

В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА — ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В настоящее время привести детей в музей, провести музейный урок или встречу с интересными людьми, быстро посмотреть композиции и после всего этого ожидать полноценного восприятия информации — дело наивное и безнадежное. Каждого учащегося посетителя музея надо завоевывать, готовить его к восприятию музейной экспозиции, музейного предмета, истории, «легенды» экспонатов. Музейная педагогика, пришедшая в школу — большой помощник для учителя в решении многих воспитательных и образовательных проблем. Уроки в музее развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к разным областям знаний, потребность во все более глубоком познании окружающего мира. Школьный музей Батайской общеобразовательной школы №4 появился в 1965 году. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души школьников. Участие в поисково-исследовательской и поисково-собирательской работе, знакомство с историческими фактами через встречи с людьми, участниками этих событий, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию. Для реализации этих задач учащиеся включаются в исследовательскую деятельность. В качестве примера, иллюстрирующего возможности поисково-исследовательской деятельности учащихся на базе школьного музея, необходимо отметить участие в конференциях: «Отечество», «ЮНК», «Первые шаги в науку», «Национальное достояние России», и др. Важно, что тематика поисково-исследовательской деятельности часто определяется в результате посещения тематической экскурсии или музейного урока. Но надо помнить, что необходимо учитывать возрастные категории учащихся и вести такие элементы, факты истории, которые могли затронуть душу, интерес конкретного посетителя, чтобы в маленьких археологических фрагментах, найденных при строительстве дома или предметах быта, случайно найденных у бабушки в сундуке, любопытный школьник определил немого свидетеля конкретных событий. За старой открыткой, письмом, фотографией кроется порой тайна, раскрыть которую бывает очень трудно, но интересно. Здесь мы опять активизируем различные социальные слои: в поисково-исследовательскую работу включаются коллективы учащихся, родители, участниками поиска становятся члены Совета ветеранов, учителя-предметники. Работы имеют продолжения в написании «Книги памяти», исторических очерков и самое, пожалуй, ценное в этой деятельности то, что юные исследователи в своих семьях поднимают очень важные вопросы: «Кто я?», «Кем были мои предки?», «Какое место заняли они в истории моей Родины?», «Что могу сделать я, чтобы прославить свой род?». Ведь каждый человек тысячами нитей связан со своей малой Родиной. Найти своё место в сложном мире юному человеку, нелегко, и музейная педагогика оказывает помощь при знакомстве с историей, культурой, традициями родной стороны, родного села с его прошлым и настоящим, поисково-исследовательская деятельность поможет учащемуся, приобрести опыт, знания, чтобы выбрать из тысячи дорог, свою дорогу, найти свое место в обществе.

Еще раз подчеркну, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

19.12.2021 16:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП