Интегрированный урок (литературное чтение и музыка нач.кл.)
Тема: «Музыкальное путешествие в поэзию С. Есенина»
Тема: «Музыкальное путешествие в поэзию С. Есенина».
Задачи:
1. Учить видеть в тексте произведений эпитеты, сравнения и олицетворения;
2. Учить передавать чувства через выразительное чтение;
3. Формировать музыкально-эстетические чувства.
Оборудование:
1. Портреты С.А. Есенина, С. Свиридова.
2. Рисунки детей, книги С. Есенина, магнитофон, музыкальный инструмент, учебники.
Ход урока:
1. Организационный момент.
1. Дети докладывают о готовности к уроку в стихотворной форме;
2. Чтение дополнительной художественной литературы (жужжащее чтение);
3. Зрительный диктант (по текстам И.Т. Федоренко) – способствует ускоренному развитию внимания и оперативной памяти, соверш8енствует восприятие и осознание текста.
- Сегодняшний урок мне бы хотелось начать вот с таких строк С.А. Есенина
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан
И ее золотистые косы, и
И холщевый ее сарафан.
И еще хотелось бы начать урок с песни, написанной на стихи С.А. Есенина «Сыплет черемуха снегом».
(Дети встают и исполняют песню выразительно.)
2. Краткие сообщения учащихся из биографии поэта.
3. Самостоятельное чтение стихов о березе С.А. Есенина (два отрывка).
(постараться передать настроение стихотворений).
4. Эпитеты.
• Поэт рисует картины красками, попробуем увидеть эти слова-краски.
• Как они называются?
• Попробуйте увидеть в тексте стихотворений такие слова. Дети «рисуют» слова картины, которые они представляют.
5. Упражнения в выразительном чтении стихотворений.
6. Физминутка.
Исполнение песни «Веселые человечки» (исполнение с движениями).
7. Анализ рисунков.
- Художники рисуют картины при помощи красок, давайте рассмотрим ваши рисунки (рисунки на доске), оформленные отрывками стихотворений.
8. Стихотворение С.А. Есенина «Поет зима, аукает».
(Чтение стихотворения)
- А теперь представьте, что вы композитор. Какое бы вы написали музыкальное произведение? Как, по - вашему, должна звучать музыка?
Ответы детей.
Все звуки перемешиваются: и веселые, и грустные, и тревожные, и низкие и высокие. Известный русский композитор Г. Свиридов написал музыкальное произведение на это стихотворение. Оно так и называется «Поэма памяти Сергея Есенина». Давайте послушаем отрывок из этого произведения. Обратите внимание, как музыка живо рисует картины зимы: ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного наступления затишья.
Литературное произведение вдохновляет композитора и проявляется его творческая фантазия.
9. Самостоятельная работа со стихотворением С.Есенина «Березка».
Проверка самостоятельной работы.
Сравнение стихов о березе, описание березы в разные времена года.
- Как описана?
- Какую березу любит поэт?
- Как он выражает свои чувства?
- В каких словах слышится любовь поэта к березе?
10. Подведение итогов урока.
11. Домашнее задание.
Выразительно читать понравившееся стихотворение С. Есенина.