СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Начало учебного года — стресс не только для детей, но и для их родителей. Им тоже предстоит адаптация, причем как тем, у кого дети идут первый раз в первый класс, так и тем, у кого учатся уже не первый год. Как сделать ее менее болезненной? Как сохранить силы, чтобы они не исчерпались в первый же месяц? Отвечает Инна Хамитова, психолог, директор по учебной работе Центра системной семейной терапии.
— Что может вызвать стресс родителей?
— Школа — это мероприятие, к которому надо готовиться заранее. Ребенок идет в школу, и это влечет изменения во всей семье. Как и любая перемена привычного образа жизни, начало учебного года — стресс.
Его тяжесть зависит от того, насколько семье приходится менять свой образ жизни, образ мысли, свои правила. Ведь когда ребенок идет в школу, многое, буквально до распорядка дня, вдруг должно либо измениться, либо подвергнуться испытанию. Например, распорядок дня семьи устроен таким образом, что люди встают и ложатся поздно. Понятно, что даже к режиму им будет очень сложно подстраиваться. Не зря же многие родители радуются каникулам ровно потому, что им не надо будет рано вставать и отводить ребенка в школу.
Ребёнок идет в школу. и семейная система жизненных ценностей подвергается проверке на прочность. Ребенок начинает что-то приносить из школы. Семилетний ребенок уже слушает и учителей, и своих сверстников.
Поэтому, например, если в семье были одни взгляды на жизнь, а в школе они совершенно другие; если в семье были приняты одни правила, одни обычаи, а в школе они совершенно другие, то будет очень трудно не только ребенку, но и родителям.
Например, в семье царит дух свободы, у родителей демократичные методы воспитания, они прислушиваются к мнению ребенка и считаются с ним. И тут они приходят в школу, где жесткая структура и жесткие правила, четкие требования к послушанию и даже к безоговорочному подчинению учителю. Понятно, что это будет чрезвычайно сложно не только для ребенка, но и для родителей.
И наоборот. Допустим, у родителей всегда было очень жесткое воспитание, палочное, чуть ли не с применением телесных наказаний. А тут они приходят в школу и им начинают рассказывать про то, как надо прислушиваться к ребенку, как не надо на него давить, как надо осуждать его плохие поступки, но ни в коем случае не осуждать его самого. И для них это стресс. Родители обескуражены: что теперь делать? Ведь их самих так воспитывали, и других методов они не знают…
Еще момент – у родителей есть определенные ожидания от ребенка. Почти всегда. Например, он пойдет учиться, и будет это делать вдохновенно, с большим интересом и сразу станет отличником. Но, допустим, этого не происходит. Родитель обманулся в своих ожиданиях. Дальше ему нужно с этими разочарованиями справиться. Потому что давить на ребенка совершенно в этом случае не эффективно. Понятно, что он от этого лучше не станет заниматься.
Как его заинтересовать? Заинтересовать можно, только если ты начнешь чем-то с ним заниматься, вместе, увлеченно. А если тебя это по большому счету не интересует, и еще ты очень огорчен его неуспехами и даже, может быть, злишься на него, и вообще с ним не хочется день проводить, потому что он тебя разочаровал, то будет только хуже.
Важно помнить о психогигиене. Я сейчас буду говорить совсем банальности, которые все знают, но отнюдь не все выполняют. Существует гигиена тела — ты встаешь утром под душ, чистишь зубы не потому, что ты обожаешь чистить зубы, а потому, что таким образом ты содержишь свое тело в рабочем состоянии, заботишься о нем. Точно так же мы должны уделять время своему душевному состоянию. Первое — не зацикливаться: школа — это всего лишь часть жизни, и не самая важная, кстати. Важно сказать себе это и осознать: школа — это дело ребенка, а не твое.
Второе — быть родителем — это прекрасно и чудесно, но от этого ты не перестаешь быть: А — супругом и Б — просто человеком, а еще другом, профессионалом и так далее. И действительно стараться уделять внимание вот этим сторонам своей жизни. То есть вспомнить о супружестве, проводить больше времени в паре, причем в совместных удовольствиях: кататься на лыжах или плавать в бассейне, или ходить в кино, посвящать выставки, да просто гулять по парку. Но без ребенка.
Опять-таки вспоминать про то, что ты отдельный человек. И, соответственно, у тебя есть свои увлечения, друзья, ты сам, твоя работа. На все это важно переключаться.
Я совершенно не призываю позабыть о детях. Но чрезмерная забота вредит им не меньше, чем отсутствие заботы. И любому ребенку хочется иметь довольного жизнью, счастливого и веселого родителя. И нам всем под силу дать им это!
© 2018, Смирнова Дина Михайловна 367