СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Надо ли ругать за плохую успеваемость?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: уверить родителей в необходимости ежедневного общения с ребенком и контроля за его успехами в школе.

Вот и прошел праздник. Начались будни. Дети переступили порог школы с одним желанием: хорошо учиться. Пройдет немного времени, и они познают как радость, так и горечь, связанные с оценкой.

В психике ребенка заложено стремление оценивать, сопоставлять свои действия с действиями сверстников. И это проявляется в любой деятельности. Ребенку хочется, чтобы, с одной стороны, он был как все, а с другой стороны, лучше, чем все осталь­ные.

Дети всегда соревнуются, и в любой работе, и в любой игре: кто сильнее, кто выше, кто быстрее. Стремление проявить себя не хуже других сказывается в любых об­стоятельствах. Стандартный ответ взрослых: «У тебя все хорошо» - детей, как прави­ло, не устраивает. Им хочется знать: «А у кого лучше всех? А у меня лучше или хуже, чем у Татьяны и Александра?»

Любое обучение несет дух соревнования, поэтому нет школьников, равнодушных к своим успехам. Учителю хорошо известно, какие эмоции вызывает та или иная оценка их деятельности: радостное, счастливое состояние «заработавшего» похвалу учителя и подавленное, тоскливое настроение получившего от учителя замечание по поводу не­выполненного задания, грязного ведения тетради или невнимательного слушания учи­теля на уроке. Но это только внешние проявления воздействия оценки. Подчас заме­чания учителя оказывают могучее влияние на формирование всей личности ребенка. Для какого-то ученика хорошая учеба - окрыленность, взлет, вера в себя, а низкая — падение, крушение надежд.

Успехи в школе сосредоточивают в себе и собственные устремления детей, и при­тязания родителей. Успехи в школе ценны вдвойне: радостью ученика и гордостью папы и мамы, и плохая успеваемость переживается также дважды: и в школе, и дома. Некоторые дети так переживают свои неудачи, что их видно со стороны даже посто­роннему человеку. Ранец становится непомерно тяжелым, домой идти не хочется - ждут неприятности. И вот малыш останавливается: то смотрит на веселых воробьев, непременно завидуя их развеселой жизни, то товарищ позвал к себе (и, забывая наказы мамы идти домой сразу после уроков), а почему бы и не отдалить неприятный разго­вор с мамой, он забывает сказанное мамой и с легкостью соглашается побыть с това­рищем. Сколько раз мамы звонят: где же их малыш, уже столько времени прошло по­сле окончания занятий в школе, а его все нет дома! И учитель вместе с мамой бегают по ученикам, разыскивая потерявшегося ребенка! А ему всего-то и надо - забыться от школьных неприятностей!

И хотя некоторые родители не всегда согласны с тем, что в первом классе не ставятся оценки, это очень разумное решение.

Однако вот тут-то мы и встречаемся с проблемой: беззаботная пора родителей, по­ка не ставились оценки, сказывается в будущем неприятностями для ученика.

«Как дела, Вася?» - спрашивает мама. «Хорошо!» - отвечает Вася. А в тетрадях у него грязь, исправления, задания выполняются плохо и небрежно.

Вот сейчас бы маме и помочь сыну исправить плохое положение. За старание, хо­рошую работу - похвалить, по поводу небрежности выразить неудовольствие и до­биться улучшения. Именно с первых дней первоклассник должен ощутить помощь и контроль родителей, а позже, когда запущена учеба и в дневнике появились неприят­ные записи, это будет делать труднее.

Родители в таких случаях поступают однотипно. Мама хватается за голову: «Как же так, все было хорошо, а сейчас такие отставания в учебе?» Папа более строг и кра­ток. «Лентяй!» - негодует он в адрес сына. И лишь бабушка успокаивает: «Ничего, научится, исправится».

И, действительно, Вася исправится, потому что родители вовремя заметили отста­вание сына в учебе.

В семьях, где родители с пристрастием обсуждают успеваемость детей, чувстви­тельные и восприимчивые дети особенно страдают от своих неудач. Страх получить плохую отметку держит таких ребят в постоянном напряжении. Низкая оценка их мо­жет совершенно расстроить и вызвать слезы. Но к детским слезам взрослые часто от­носятся очень спокойно. «Ну и что, - рассуждают они, - поплачет и перестанет. Луч­ше надо заниматься».

Но если подобная картина повторяется часто, то это тревожный симптом и на него надо обратить внимание. Постоянные переживания, подавленное настроение, апатия в течение длительного времени приводят к истощению нервной системы и могут вы­звать патологические изменения в деятельности внутренних органов, особенно в сер­дечно-сосудистой системе.

Страх быть вызванным учителем на уроке и боязнь получить при этом плохую от­метку настолько нарушают душевное здоровье некоторых детей, что это приводит к заболеваниям, так называемым школьным неврозам. В медицинской практике извест­но, что такие дети утром, перед школой, начинают жаловаться на плохое самочувст­вие, и оно действительно может быть: это бывают боли в желудке, рвота, даже повы­шение температуры. И стоит такого ребенка оставить дома - болезнь как рукой сни­мет.

Конечно, в силу характера ученика или сложившихся невысоких требований роди­телей не все дети склонны так переживать свои неудачи в школе. У них может быть своеобразная адаптация к своему положению. У таких учеников большее потрясение может вызвать хорошая отметка, нежели плохая. И этот психологический момент на­до обязательно учитывать и использовать. Казалось бы, чего стоит простое одобрение: «Вот видишь, ты можешь хорошо писать, у тебя чистая тетрадь, а посмотри, как ты красиво написал эти буквы, я верю в тебя». Вроде бы, незначительное замечание, но как оно может поднять дух и заставить стараться детей!

И здесь хочется заметить, какое тонкое понятие - воспитание и как важно сказать нужные слова вовремя и к месту. Между тем нередка такая ситуация.

Дочка получила низкую оценку по чтению. Мама раздосадована. При разговоре с соседкой, обсуждая этот факт, добавляет: «А ведь способная, может хорошо учиться, если захочет. А вот не старается!» Тут же сидит маленькая ученица и, как говорится, «наматывает эти слова на ус». «Вот, - думает она с гордостью, - я способная, только не хочу, а вот если захочу.» Это «если захочу» так и может остаться нереализован­ным из-за родительского промаха, из-за недостаточной твердости в один момент и недостаточной мягкости в другой.

Особую напряженность вызывает оценка, если у родителей повышенный уровень притязаний к своим детям, которые не имеют достаточных способностей к обучению. Несмотря на это, родители, чаще тщеславные отцы, добиваются, чтобы их сын или дочь обязательно были отличниками. В этом случае предметом расстройств школьни­ка может стать малейшая неудача.

Для таких ребят любой ответ у доски, каждая контрольная работа дается ценой большого нервного напряжения. Не зря некоторые дети после контрольной работы до­верчиво говорят учителю: «У меня сердце так и замирало. А вдруг неправильно бу­дет». Или: «Когда я отвечаю у доски, то очень волнуюсь, а вдруг не то скажу».

Специальные исследования показали, что в ситуации ответа на оценку организм человека находится в состоянии напряжения: учащается сердцебиение, увеличивается частота дыхания, повышается давление. Повышенное нервное напряжение приводит к быстрому умственному утомлению. Такое напряжение организма расценивается как стрессовое. А оценка представляет стрессовый фактор. Постоянное нервное напряже­ние, переживание за отметку могут приводить к истощению нервной системы. Поэто­му порицать тревожных детей за низкую успеваемость надо очень осторожно.

Вот почему некоторым родителям, которые очень ратуют за выставление отметок, следует подумать: а нужны ли оценки с первых дней учебы ребенка в школе? А не лучше ли просто следить за тетрадями, чтением, увлеченностью учебой? То есть сде­лать так, чтобы ребенок бежал с радостью в школу за знаниями, а не за отметками.

В педагогической литературе часто обсуждается вопрос, следует ли за хорошую успеваемость детям делать подарки.

Наверное, не будет педагогической ошибкой, если прилежность детей вознаграж­дать. Другое дело - как? Здесь важно, как подарить, как преподнести, чтобы подарок был радостным, служил поощрением детям, а не был сухой платой: «Ты мне - хоро­шую учебу, а я тебе - рубли».

И вот перед нами раскрывается другая - моральная - сторона воспитания. Конечно, хорошая учеба - это результат труда, который дается усилием, волей школьника. Даже способности останутся неиспользованными, если не приложены усилия. И эти усилия должны быть замечены родителями, оценены и поощрены. Ведь так важно, что они сделаны самостоятельно. Если ребенок ставит перед собой цель хорошо учиться и до­бивается этого, такая установка должна найти подкрепление у родителей.

Хорошая учеба сама по себе приносит моральное удовлетворение, но если она уси­лена похвалой родителей, любая плата рублем или подарком перед этим меркнет.

Высокая оценка родителей за преодоление трудностей должна приносить детям моральное удовлетворение. Ребенок получит поддержку и сам себя оценит: «А я могу, я способен добиваться.» Такие усилия, исходящие от самого себя, а не от угроз отца или нотаций матери, формируют характер, личность ребят.

Психологи высоко оценивают роль самооценки в познавательной деятельности де­тей, в характере восприятия, представлений, в решении интеллектуальных задач. От­мечают огромное влияние самооценки на самовоспитание, направленное на изменение своей личности, сознательной постановки целей и их достижения.

Оценка со стороны дополняет, изменяет и заново выражает самооценку, которую дают себе дети. И все личностные процессы выработки своего «Я» обязательно идут через самооценку.

А как добиться, чтобы дети сами занимались с охотой? В детском возрасте особен­но развита любознательность, стремление узнать новое, и на этом свойстве и на есте­ственном детском желании «быть хорошим», получить одобрение и нужно строить подготовку учебных заданий. При этом обязательно предоставлять самостоятельность в умственной работе.

Надо, чтобы ребенок не чувствовал себя преступником, если не понял, ошибся или не запомнил. Но в то же время родители должны обратить внимание на эти недочеты, любое же старание ребенка должно быть замечено, одобрено.

Одна мама, придя в школу, жалуется: «Да, я понимаю, что дочка плохо пишет, не­красиво и с ошибками. Муж, придя с работы, проверяет у нее тетради, заставляет ее переписывать по несколько раз. Сам сердится, нервничает, доводит дочку до слез, на­рушает режим ребенка. Дочка долго не может заснуть, не высыпается, идет с неохотой в школу».

Такой контроль за уроками со стороны родителей не редкость. Он превращается в пытку для ребенка и в неприятные минуты для старших. Вместо помощника папа вы­ступает в роли жестокого судьи, а дочка - в роли провинившегося. Дочка напугана, издергана, папа раздражен. Можно ли после этого ожидать блестящих результатов? Нет, конечно. Только терпеливыми, доброжелательными занятиями с дочкой можно исправить ситуацию.

Постоянная доброжелательная поддержка, одобрение даже незначительного улуч­шения учебы вызовут незамедлительный успех. Вместо обычного раздражения и но­таций большой эффект окажет разговор, в котором вы выразите уверенность, что если она постарается, то сможет вместе с вами преодолеть трудности!

Такой разговор не должен быть случайным. Постоянная заинтересованность в учебных делах детей, а где надо, поддержка, одобрение обязательно скажутся. Но это не значит, что в какие-то моменты не нужно строгое осуждение лени, безалаберности, расхлябанности. Не нужно таить в себе возмущение, оно должно быть высказано и действенно. Не постоянные ссоры из-за плохой успеваемости, а строгий, запоминаю­щийся выговор может менять положение дел.

Конечно, наказание за провинность необходимо, но каким все-таки разным оно должно быть для детей. Ведь дети по характеру разные: одному достаточно строгого взгляда, другому - недовольного слова, а на третьего подействует только строгий вы­говор.

Не все ребята одинаково способны к любому школьному предмету, и требовать от них отличных результатов вряд ли разумно. Но в каждом из детей есть к чему-то осо­бая тяга, наклонность, которую стоит развивать. Такая компенсация спортом, заня­тиями живописью, музыкой, танцем сохранит душевное равновесие ученика, если учеба ему не очень дается.

Часто гиперактивные школьники плохо успевают и стремятся взять реванш в дра­ках, шалостях на уроках, грубости с учителем, браваде со сверстниками. «Трудные» дети, доставляющие много хлопот в семье и школе, нуждаются, между тем, в мораль-

ной помощи взрослых. Примириться с положением плохого, никудышного они не могут и любыми средствами добиваются признания у сверстников.

Успехи детей в школе всегда волнуют родителей. И при неудаче первая непроиз­вольная реакция - возмущение. В этом случае не надо делать скоропалительных выво­дов, необходимо обязательно поговорить с учителем, выяснить причину, а уж потом принимать меры. Подчас плохая оценка, появившаяся в дневнике, тетради, - это не показатель знаний. Там, где родители заинтересованы в знаниях ученика, для них важна не формальная оценка, а тот уровень, которого достиг ученик.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод словами В. А. Сухомлин- ского: «Главный объект его (ученика) труда - книга, тетрадь, главный труд в школе - учение». Обучение в школе - важный стимул умственного развития ребенка. Необхо­димо поддерживать его интерес к учению, помочь ему почувствовать радость учебно­го труда, способствовать развитию у него наблюдательности, познавательной актив­ности, памяти, внимания.

«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувст­во гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться». (Сухомлинский В. А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1975.-С. 103.)

Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.

Учитель начальных классов: Абибулаева Анифе

Сайт - портфолио

20.12.2016 17:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП