СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Т.о, целью моей работы в данном направлении стало: подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России. Свою работу по приобщению дошкольников к истокам народной культуры страны планирую в соответствии с Образовательной программой ДОУ, разработанной на основе программы «От рождения до школы». Работу по развитию художественно-эстетических и творческих способностей проводила по нескольким направлениям дпи:
- роспись по дереву (Хохлома, Городец);
- роспись по фарфору (Гжель);
- глиняная игрушка (Дымка, Филимоново);
- народная игрушка (матрешка, богородская игрушка, куклы из ткани).
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их творческих возможностей, я поставила основные задачи в работе по данной теме:
- формировать устойчивый интерес к искусству народа России - развивать художественно-творческие способности у детей;
- формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;
- воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.
Одной из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя.
В “центре искусства” подобрала дидактические и развивающие игры; папки с силуэтным моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские игрушки” и других промыслов, создала условия для самостоятельной деятельности, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели для формирования умения планировать работу по реализации замысла.
По каждому виду промысла проводилась работа согласно такой последовательности:
1. Знакомство с данным видом декоративно-прикладного искусства (материал, фактура, орнамент, узор).
2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла.
3. Оформление полки красоты (один предмет, несколько предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда и т. д., сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ).
4. ОД по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства.
5. Интегрированные занятия по лепке, декоративному рисованию, аппликации.
6. Организация «мини – музея» в группе (предметы народного промысла).
7. Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора», «Дополни узор», «Собери игрушку», «Лото», «Домино».
8. Самостоятельная художественная деятельность детей в уголке рисования (использование трафаретов, нетрадиционных изобретаемых материалов).
Интеграция различных видов деятельности дает возможность интересно и доступно сформировать систему знаний и умений детей по данному направлению работы с детьми.
Практикую игровые формы обучения, оформление выставок декоративно-прикладного искусства, а также творческих работ детей. Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы уже начало занятия было сказочным, увлекательным, чтобы каждый ребенок активно фантазировал, воображал. Поэтому формы проведения ООД выбираю разные: путешествия по старинным русским городам, экскурсии в музеи, превращение в мастеров-художников. В целях эмоционального воспитания в образовательной деятельности использую художественное слово, потешки, прибаутки, пословицы, звучание народной музыки, частушек, песен, народных и хороводных игр, танцев, чтение русских народных сказок, дидактические игры. С помощью мультимедийного оборудования для детей устраиваются видео-экскурсии в музеи «Русского быта».
Немаловажный прием в развитии детского творчества — проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, дискуссии, где каждый ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстникам, а вечером — с родителями, услышать добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения, восхищения.
В обобщении полученных знаний и умений было проведено открытое мероприятие по теме «Народные промыслы России», в ходе которого дети попали на выставку работ народных умельцев и сами побывали в их роли, показали умение различать и называть знакомые игрушки и изделия народных промыслов, выделять их отличительные черты. Дети играли на народных инструментах, соревновались. Также ребята помогли мастерам украсить доски, используя элементы городецкой росписи (работа проводилась в парах). Для музея девочки и мальчики украсили декоративные панно росписью «гжель». В завершении исполнили песню-хоровод «Земелюшка-чернозём».
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать необходимую методическую помощь. Необходимую информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях. В конце года совместно с родителями была организованна экскурсионная познавательно-развлекательная поездка в город мастеров, где ребята вместе с родителями попали в прошлое по волшебному туннелю времени и смогли познакомиться с мастерами по изготовлению изделий народного промысла, купить сувениры и поучаствовать в мастер-классе по лепке из глины птички-свистульки.
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело и свободно пользуются кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением. Дети нашей группы умеют выделять средства выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит, симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи. Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения в самостоятельной творческойдеятельности.
© 2018, Губина Раиса Владимировна 2157