СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушение сенсорной интеграции у детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорная интеграция — это процесс, при котором нервная система получает информацию от органов чувств и обрабатывает ее. А дальше использует, чтобы реагировать на окружающий мир или выполнять сложные действия, например, говорить. Этот процесс начинается еще во внутриутробном периоде и интенсивно развивается в дошкольном возрасте.

Сенсорные нарушения проявляются по-разному у каждого ребенка. Некоторые дети могут быть гиперчувствительны к одним стимулам, то есть воспринимают обычные сигналы как слишком сильные. Допустим, тихая музыка будет казаться им очень громкой. А к другим — гипочувствительны, то есть ощущают их как слишком слабые. Например, если ребенок не чувствует боль при сильном ударе.

Наша задача —создать такие условия на занятиях, чтобы ребенок с сенсорной недостаточностью научился воспринимать раздражители как можно ближе к норме, сгладить бурные реакции на стимулы, чтобы ребенку стало легче взаимодействовать с окружающим миром.

Сенсорно-интеграционная коррекция направлена на стимуляцию различных анализаторных систем: тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, зрительной, слуховой и других. Упражнения помогают ребенку лучше осознавать свое тело и научиться эффективнее справляться с сенсорными перегрузками.

Во многих образовательных учреждениях есть сенсорные комнаты, которые помогают развивать все анализаторные системы. Эти помещения оснащены специальным оборудованием, например, там могут быть:

  • сухие бассейны с шариками;
  • мягкие кресла-мешки, гамаки;
  • световые и звуковые приборы;
  • ароматические лампы и книги, коробочки с запахами;
  • тактильные панели, бизиборды;
  • мягкие игровые модули.

Даже без специального оборудования можно организовать эффективные занятия, что корректировать сенсорные нарушения.

1. «На носочках» — развивает чувство ритма.

Инвентарь: бубен или барабан.

Ход игры: стучите в инструмент с разной громкостью. Дети двигаются соответственно: при тихом звуке идут на носочках, при более громком — широким шагом, при очень громком — бегут. Чем чаще меняется ритм, тем интереснее игра.

2. «Полоса препятствий» — улучшает координацию и моторику.

Инвентарь: стулья, столы, подушки, мягкие модули.

Ход игры: создайте маршрут из предметов, которые нужно обходить, перешагивать или перелезать. Помогайте ребенку при необходимости. Следите за безопасностью. Можно пройти маршрут в обратную сторону, изменить элементы полосы или способ прохождения: ползком, на коленях, вприпрыжку.

3. «Парашют» — учит работать в команде.

Инвентарь: большой многоугольник из легкой ткани.

Ход игры: попросите детей взяться за парашют обеими руками. Затем дайте задание разойтись в стороны, чтобы парашют натянулся. После этого объясните им, что нужно поднимать и опускать руки, удерживая парашют. Можно положить в центр мячи или воздушные шары, чтобы их сбросить.

4. «Чудесный мешочек» — развивает тактильное восприятие и внимательность.

Инвентарь: непрозрачный мешочек, предметы разной формы и текстуры: игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры.

Ход игры: дайте ребенку задание на ощупь отыскать нужный предмет в мешочке. Усложните игру: попросите найти парные предметы, которые отличаются одним признаком, например, большую и маленькую пуговицы, широкую и узкую линейку. Другой вариант — разложить на столе геометрические фигуры, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Затем показать любую фигуру и попросить ребенка достать из мешочка такую же.

5. «Найди ящичек» — улучшает тактильную чувствительность.

Инвентарь: спичечные коробки, оклеенные разными материалами, например, вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом.

Ход игры: дайте ребенку задание подобрать ящички к соответствующим коробкам.

6. «Определи, что слышится» — тренирует слуховое восприятие.

Инвентарь: предметы, которые издают разные звуки, или аудиозаписи. Например, переливающейся воды из стакана в стакан, шуршание бумагой — тонкой и плотной, разрезание бумаги ножницами, упавшего на стол ключа, свистка, звонка будильника, мурлыканье кошки, скрип двери, шум машин, храп, дождь.

Ход игры: спрячьтесь за ширму или где-то недалеко от детей и издавайте звуки сами или включите аудиозапись. Попросите их угадывать источник звука.

7. «Коробочки с запахами» — развивает обоняние.

Инвентарь: два набора по 8 контейнеров из-под киндер-сюрпризов с маленькими отверстиями в каждом, наполненные остро пахнущими веществами: кофе, гвоздика, корица, ванилин, цедра, чеснок.

Ход игры: дайте ребенку задание найти пары контейнеров с одинаковым запахом. Можно усложнить игру — попросить выполнить упражнение с закрытыми глазами.

8. «Качание» — тренирует вестибулярный аппарат.

Инвентарь: вестибулярная доска, качалка, гамак или качели-мешок.

Ход игры: скажите ребенку раскачиваться из стороны в сторону, вперед-назад. Помогайте, если ему сложно справляться самостоятельно.

02.10.2024 09:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП