СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сенсорная интеграция — это процесс, при котором нервная система получает информацию от органов чувств и обрабатывает ее. А дальше использует, чтобы реагировать на окружающий мир или выполнять сложные действия, например, говорить. Этот процесс начинается еще во внутриутробном периоде и интенсивно развивается в дошкольном возрасте.
Сенсорные нарушения проявляются по-разному у каждого ребенка. Некоторые дети могут быть гиперчувствительны к одним стимулам, то есть воспринимают обычные сигналы как слишком сильные. Допустим, тихая музыка будет казаться им очень громкой. А к другим — гипочувствительны, то есть ощущают их как слишком слабые. Например, если ребенок не чувствует боль при сильном ударе.
Наша задача —создать такие условия на занятиях, чтобы ребенок с сенсорной недостаточностью научился воспринимать раздражители как можно ближе к норме, сгладить бурные реакции на стимулы, чтобы ребенку стало легче взаимодействовать с окружающим миром.
Сенсорно-интеграционная коррекция направлена на стимуляцию различных анализаторных систем: тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, зрительной, слуховой и других. Упражнения помогают ребенку лучше осознавать свое тело и научиться эффективнее справляться с сенсорными перегрузками.
Во многих образовательных учреждениях есть сенсорные комнаты, которые помогают развивать все анализаторные системы. Эти помещения оснащены специальным оборудованием, например, там могут быть:
Даже без специального оборудования можно организовать эффективные занятия, что корректировать сенсорные нарушения.
1. «На носочках» — развивает чувство ритма.
Инвентарь: бубен или барабан.
Ход игры: стучите в инструмент с разной громкостью. Дети двигаются соответственно: при тихом звуке идут на носочках, при более громком — широким шагом, при очень громком — бегут. Чем чаще меняется ритм, тем интереснее игра.
2. «Полоса препятствий» — улучшает координацию и моторику.
Инвентарь: стулья, столы, подушки, мягкие модули.
Ход игры: создайте маршрут из предметов, которые нужно обходить, перешагивать или перелезать. Помогайте ребенку при необходимости. Следите за безопасностью. Можно пройти маршрут в обратную сторону, изменить элементы полосы или способ прохождения: ползком, на коленях, вприпрыжку.
3. «Парашют» — учит работать в команде.
Инвентарь: большой многоугольник из легкой ткани.
Ход игры: попросите детей взяться за парашют обеими руками. Затем дайте задание разойтись в стороны, чтобы парашют натянулся. После этого объясните им, что нужно поднимать и опускать руки, удерживая парашют. Можно положить в центр мячи или воздушные шары, чтобы их сбросить.
4. «Чудесный мешочек» — развивает тактильное восприятие и внимательность.
Инвентарь: непрозрачный мешочек, предметы разной формы и текстуры: игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры.
Ход игры: дайте ребенку задание на ощупь отыскать нужный предмет в мешочке. Усложните игру: попросите найти парные предметы, которые отличаются одним признаком, например, большую и маленькую пуговицы, широкую и узкую линейку. Другой вариант — разложить на столе геометрические фигуры, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Затем показать любую фигуру и попросить ребенка достать из мешочка такую же.
5. «Найди ящичек» — улучшает тактильную чувствительность.
Инвентарь: спичечные коробки, оклеенные разными материалами, например, вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом.
Ход игры: дайте ребенку задание подобрать ящички к соответствующим коробкам.
6. «Определи, что слышится» — тренирует слуховое восприятие.
Инвентарь: предметы, которые издают разные звуки, или аудиозаписи. Например, переливающейся воды из стакана в стакан, шуршание бумагой — тонкой и плотной, разрезание бумаги ножницами, упавшего на стол ключа, свистка, звонка будильника, мурлыканье кошки, скрип двери, шум машин, храп, дождь.
Ход игры: спрячьтесь за ширму или где-то недалеко от детей и издавайте звуки сами или включите аудиозапись. Попросите их угадывать источник звука.
7. «Коробочки с запахами» — развивает обоняние.
Инвентарь: два набора по 8 контейнеров из-под киндер-сюрпризов с маленькими отверстиями в каждом, наполненные остро пахнущими веществами: кофе, гвоздика, корица, ванилин, цедра, чеснок.
Ход игры: дайте ребенку задание найти пары контейнеров с одинаковым запахом. Можно усложнить игру — попросить выполнить упражнение с закрытыми глазами.
8. «Качание» — тренирует вестибулярный аппарат.
Инвентарь: вестибулярная доска, качалка, гамак или качели-мешок.
Ход игры: скажите ребенку раскачиваться из стороны в сторону, вперед-назад. Помогайте, если ему сложно справляться самостоятельно.
© 2024, Кондрашова Наталья Юрьевна 91