© 2017 4629
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выполняя в художественной литературе эстетическую роль, слово является средством создания образа, наряду с композицией, ритмикой, мелодией. Но не всякое слово само является образом. Известно, что поэтический образ может быть создан как с помощью прямого значения слова, так и метафорически. Сергей Есенин в своей лирике великолепно использует оба способа. Однако главное, благодаря чему стихи Есенина эмоционально воздействуют на читателя, это искреннее воодушевление поэта: «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живёт во мне органически так же, как мои страсти и чувства», – писал Есенин в 1924 году.
Основная образная тема лирических произведений Есенина – передача внутреннего состояния лирического героя через восприятие окружающего мира. Поэт вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить «всё, что душу облекает в плоть». И «зеленокосая» берёзка, и старый клён «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, склонившие к поэту свои головки, – всё это любимые образы Есенина. В его стихах мы встречаем названия множества растений. Среди них – названия цветов: роза, мак, ландыш, маргаритки, ромашки, резеда, кашка, левкой, василёк, колокольчик; названия кустарников и деревьев: сирень, черёмуха, липа, рябина, яблоня и др. Вот лишь несколько примеров:
*
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом мёда и роз.
*
Белая свитка и алый кушак,
Рву я по грядкам зардевшийся мак.
*
Под венком лесной ромашки
Я строгал, чинил челны.
*
Иду я разросшимся садом.
Лицо задевает сирень.
Чтобы создать выразительную картину мира, поэт использует названия цветов и деревьев в прямом значении. Но очень часто он прибегает к переносному, метафорическому употреблению. Таким способом Есенин выражает душевное состояние и чувства своего лирического героя: безответную любовь (Маком влюблённое сердце цветёт, Только не мне она песни поёт); восторг (Васильками сердце светится, Горит в нём бирюза); раздумье (Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил); грусть (И в глазах завяли маргаритки, Как болотный гаснет огонёк).
Рисуя картины природы, Есенин основывается на богатом опыте народной поэзии. Он часто прибегает к приёму олицетворения. Подобно человеку, цветы рождаются, растут, умирают, поют, шепчут, грустят, страдают:
*
Милая, ты ли? Та ли?
Розы ль мне то нашептали?
*
Цветы мне говорят – прощай,
Головками склоняясь ниже.
*
Свет вечерний шафранного края.
Тихо розы бегут по полям.
Многоцветная, многокрасочная палитра поэта переливается всеми цветами радуги. «Цветными» эпитетами поэт пользуется мастерски, и довольно часто у него рождаются неожиданные образы:
*
Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженый песок.
*
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
*
Белая свитка и алый кушак,
Рву я по грядкам зардевшийся мак.
*
Этой грусти теперь не рассыпать
Звонким смехом далёких лет.
Отцвела моя белая липа,
Отзвенел соловьиный рассвет.
*
Я ответил милой: «Нынче с высоты
Кто-то осыпает белые цветы».
Здесь белые цветы – снежинки. А в двустишии
Я милой голову мою
Отдам, как розу золотую.
цвет волос ассоциируется с цветом золота; кроме того, голова поэта (лирического героя) для милой – это очень дорогой подарок, то же, что и золотая роза, т. е. цветок из драгоценного металла.
Человек – дитя природы. Есенин не мыслит себя, своего лирического героя вне природы. Он живёт в природе, а природа живёт в нём. Вероятно, поэтому в стихах Есенина так часто встречается сравнение человека с цветком, цветами деревьев:
*
Только нам бы, только б нашей
Не скосили, как ромашке, головы.
*
И, песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне
Как о цветке неповторимом.
*
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать.
В последнем примере другая параллель: душа – цветущая яблоня.
В лирике поэта мы встречаемся не только с названиями цветов и деревьев (прямыми и метафорическими), но и с прилагательными-определениями, образованными от «цветовых» названий и сохраняющими как прямое, так и переносное значения:
*
А степь под пологом зелёным
Кадит черёмуховый дым.
*
Яблоневым цветом брызжет
Душа моя белая.
*
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
*
Ты – моё васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
*
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
Прилагательное сиреневый довольно широко распространено в текстах. Оно несёт двойную нагрузку: во-первых, указывает на цвет; во-вторых, передаёт значение, ассоциирующееся со словом сирень – «растение с нежными соцветиями». Значит, можно сказать, что сочетание души сиреневую цветь говорит о душевной нежности (или нежности души). Так же часто встречается и васильковый. Это прилагательное, кроме обозначения цвета, имеет ещё значение «неброский, скромный», а также и дополнительные оттенки: «исконно русский», «родной», «близкий».
Эпитеты, сравнения, метафоры для Есенина – не формальные показатели «владения словом». С их помощью поэт глубже выражает своё отношение к жизни: «Искусство для меня – не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить».
Источник: Фирсова Е. В. Названия цветов в поэзии Есенина // Русский язык в школе и дома. 2002. – № 5. – С. 10–11.
https://www.youtube.com/watch?v=gWzJpGePDQI
© 2017 4629