СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Небольшое эссе о моей работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Небольшое эссе о моей работе

Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых качеств личности школьника.

В связи с этим роль математики трудно переоценить. Ведь математика – это такая наука, изучая которую можно развивать наблюдательность, память, воображение, умение рассуждать, доказывать, сравнивать, анализировать, делать выводы, приводить примеры и доводы, обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать – все то, без чего невозможен научно-технический прогресс, продолжение образования и получение современных профессий.

Целью моей деятельности является формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации. Для этого на практике опираюсь на технологии развивающего обучения, которые утвердились в XX веке благодаря трудам русских ученых Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, Э.В.Ильенкова, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова и др.

При таком подходе обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Обучение должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Поэтому в разработке своей системы работы руководствуюсь принципом: позиция учителя – к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, позиция ученика – за познание мира. Сущность моего опыта заключается в создании условий для развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей и, конечно же, сохранения здоровья моих подопечных. При разработке календарно-тематического планирования, уделяю большое внимание типу урока и видам самостоятельных работ, при выполнении которых школьники проявляют элементарные исследовательские умения, ведут писк путей решения поставленных задач.

Основные направления моей деятельности, способствующие осуществлению поставленных задач и позитивной динамике учебных достижений обучающихся за последние 4 года, заключается в следующем:

  1. Внедрение стандартов второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход.
  2. Повышение эффективности обучения, используя разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные стимулировать и мотивировать процесс познания.
  3. Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. Сочетание требовательности и уважения к личности учащегося. Минимум фронтальной работы, максимум – индивидуальных и групповых форм работы на уроке. Исходя из перечисленного я, моделируя современный урок, должна создавать условия, чтобы научить обучающихся учиться.
  4. Использование технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.

Опираясь на поставленные цели и задачи, я строю свою педагогическую деятельность. Контингент моих обучающихся – 5-11 классы. Стараюсь, чтобы уроки проходили в доброжелательной обстановке, создаю атмосферу взаимопонимания, взаимопомощи, заинтересовывая каждого обучающегося в результате своей деятельности. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс. Тщательно готовясь к урокам, отбираю приемы и методы, которые помогают сознательному усвоению материала.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю часто сопровождается трудностями адаптации к новым условиям обучения, но только не в нашей гимназии. У нас начальная и средняя школы работают в рамках единой дидактической системы, в которой налажена система взаимопосещения уроков, есть возможность заранее познакомиться с детьми, с привычными формами их работы на уроках. Преемственность между ступенями обучения предполагает ориентацию на уровень развития и усвоения знаний учащихся достигнутых на предыдущей ступени. В этой связи проанализированы задачи и предметное содержание программ по математике в начальной и средней школе, выявлены расхождения в содержательной стороне, намечены способы разночтений. Это способствует вовлечению ученика в процесс познания намного эффективнее.

В условиях реализации требований ФГОС уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаю условия для смены видов деятельности обучающихся, уделяю время для реализации принципов здоровьесбережения. Осуществляю выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

На уроках я наиболее часто применяю современные образовательные технологии:

- информационно-коммуникационные технологии;

- развивающее обучение и личностно-ориентированное: урок «Параллельные

прямые», «Перпендикулярные прямые»;

- игровые технологии: урок-сказка «Гоша и Тоша в стране десятичных

дробей», урок - КВН, урок – путешествие, урок – смотр знаний;

- проектное обучение: урок – проект «Симметрия в архитектуре», « Все о

многоугольниках».

-проблемное обучение;

С первых уроков математики в 5-6 классах стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик был максимально вовлечен в деятельность. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую любознательность.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, придерживаюсь следующих правил:

1. Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

4. Определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся.

5. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

6. Продумать форму подведения итогов урока.

7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Стараюсь рационально использовать время. Например, проводить уплотненный или фронтальный опрос. Задача которого – активизировать весь класс в процессе соответствующего элемента урока. При уплотненном опросе для ответа вызываю несколько учеников. Часть из них работает у доски, подготавливая ответы на вопросы, а часть на своих рабочих местах с индивидуальными карточками-заданиями. Остальные следят за ответами своих товарищей, поправляя и дополняя их, участвуют во фронтальной беседе.

Фронтальный опрос позволяет показать актуальность ранее полученных знаний, развить устную речь школьников, систематически выявлять теоретические знания практически всех учеников класса, ликвидировать пробелы в их знаниях.

Мощным стимулом является мотивация познавательной деятельности на уроке. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Для того чтобы сформировать такие мотивы учебной деятельности, использую весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы.

Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй — методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.

Сказки, математические сочинения, диктанты, игры со словами, использование пословиц, поговорок, содержащих числительное, конкурс художников, кроссворды, кодирование ответов заданий, использование приема «умышленной ошибки», приема конкретной ситуации, приема «толстых» и «тонких» вопросов, приема «эффекта 30 секунд», использование метода «мозгового штурма», использование принципа Ходжи Насреддина: «Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают», принципа В. Н. Сорока-Росинского: «Поменьше учителя — побольше ученика», составление задач по аналогии, составление задач на заданную тему, чтение рисунков и графиков, изготовление нитяных моделей, приема «короткой» задачи, применение метода хоровых ответов, комментированное — это те «педагогические уловки», которые активизируют мыслительные процессы учащихся, помогают им приобретать опыт в креативной деятельности.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

Провожу рефлексию в различных формах работы с необычными названиями: «Найди лишнее число», «Найди лишний ответ», «Найди и исправь ошибку», «Заполни кроссворд», «Пойми меня», «Проверь себя», «Ответь на вопрос», «Одень дерево», математические диктанты и многое другое.

При закреплении, обобщении и систематизации материала провожу нестандартные уроки: «урок-путешествие», «семинар-практикум», «полет на планету», а также уроки – защиты индивидуальных и групповых проектов, уроки занимательной математики, работая с дополнительной литературой.

В старших классах вижу эффективным применять систему лекционно-семинарского обучения. Практика показывает, что такие занятия предпочтительнее проводить в форме проблемных лекций. В ходе проблемной лекции я организую совместное размышление, направленное на решение учебной задачи. Дидактической целью лекции является изучение нового материала посредством демонстрации образца всех этапов исследования. Методологическая суть лекции в том, что обучаемые, получая блок новой учебной информации, следят за логикой поиска решения проблемы. Тем самым гимназисты проводят весь цикл научного исследования.

В конце изучения ключевых тем, я провожу уроки-зачеты. Зачет провожу по давно разработанной мной методике: на индивидуально подготовленных карточках базовые задания плюс дополнительные плюс творческие задания. Тем самым обучаемый имеет возможность реально оценить свои знания, выявить пробелы и подготовиться к контрольной работе.

Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует.

Выбрать профессию учителя – это поступок.

Благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик – это личность, а не объект учения, каждый урок - это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления.

Учитель я, а не поэт,

Но школе славу воспою.

Я в 20лет дала обет –

И сердце детям отдаю!

Своей профессии и детям я буду предана всегда!

Горжусь я очень званьем этим:

Учитель – это навсегда!

Так много в школе пережито,

Но я судьбу благодарю.

Пускай звучит чуть-чуть избито:

Я сердце детям отдаю!

22.09.2019 17:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП