СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные уроки технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные уроки технологии.

Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых, …если бы процессы, с которыми они связаны, удивление и любопытство, тяга к пробам, поискам и находкам – можно было бы предохранить от взрослого увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество.

Д.Моррис.

Что такое нетрадиционный урок?

Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию и воспитанию.

Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников.

Классификация нестандартных уроков (по Фицуле М.М.)

Что же такое нестандартный урок?

По определению И.П. Подласова, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие», имеющее нетрадиционную структуру. Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую.

Классификация нестандартных уроков (по Фицуле М.М.):

Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками (В.Шаталов.);

межпредметные уроки, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов;

театрализованные уроки, которые проводят в пределах учебной программы, отведенного учебным планом времени и согласно установленному расписанию;

сугестопедические уроки, которые ещё не приобрели широкого распространения, поскольку механизм действия подсознания пока еще технологически не разработан относительно педагогики и отдельных методик;

уроки с разновозрастным составом учеников, что предусматривает передачу блоками материала, что по программе изучается в разных классах.

Виды нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы):

Урок - деловая игра; - пресс конференция; - соревнование, -консилиум, -зачет, -КВН, -суд, -аукцион, -экскурсия, -семинар, - театральное представление, -консультация, - блок-схема, -лекция

Почему же нестандартные уроки получили такое распространение современной школе?

Учитель постоянно ищет пути усовершенствования урока. Такие поиски направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего на повышение воспитывающей роли урока, развитие творческого потенциала личности.

Проблемным стал вопрос оптимального отбора содержательного материала к урокам, поскольку и до сих пор не хватает совершенных учебников, как по технологии. Ещё одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнение учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Процесс формирования творческих умений учащихся представлен в виде трех этапов. На первом этапе учащиеся осваиваю базовые теоретические знания и практические умения при решении наиболее типичных задач.

Основная задача второго этапа – формирование творческих умений. Ведущее место занимают приемы и методы, направленные на развитие творческих умений учащихся.

На третьем этапе процесс строится таким образом, чтобы умения могли активно приобретать умения собственно творческой деятельности в результате выполнения многовариантных творческих заданий.

Разработанная система нестандартных уроков является эффективной, поскольку использование нестандартных методов и форм приводит к повышению интереса к технологии, к повышению познавательной деятельности учащихся.

При использовании нестандартных уроков технологии желательно проводить обучение так, чтобы интерес к технологии у учащихся со слабым уровнем подготовки по данному предмету, сделать уроки технологии интересными.

Проведение профориентационных занятий.

Внесение производственной информации и элементов профессионального труда в материал занятий по трудовому обучению школьников. Это могут быть: производственные иллюстрации и практические примеры; задачи и упражнения с практическим содержанием; учебно-практические и лабораторно-практические работы, близкие по характеру к производственным; контрастные профориентационные вставки в учебный материал.

Ознакомление учащихся с условиями труда на производстве. С возможностями применить свои знания и умения по определенным направлениям трудовой деятельности в условиях средней школы и межшкольного учебно-производственного комбината; использование оборудования, документации и наглядных пособий кабинетов и учебных мастерских; проведение практических занятий; изложение теоретических сведений по отдельным разделам; организация и проведение экскурсий специалистами производства;

Формирование, поддержка и активизация познавательного интереса школьников к труду: беседы с учащимися о выборе профессий; составление карт интересов учащихся; организация профориентационных кабинетов, уголков, оформление стендов

Постановка учащихся перед необходимостью решения задач, связанных с анализом и выбором трудовой деятельности; социально-экономический анализ видов труда, проводимый учащимися; медицинские, психологические и профессиональные консультации; организация централизованных пунктов распределения выпускников школ на производство.

Рассмотрим некоторые формы и методы проведения нетрадиционных уроков.

Встречи с передовиками производства. Такие встречи, как правило, проводятся в самой школе. Организует их методист или преподаватель. Завод для проведения таких мероприятий выделяет передовиков производства – инженеров, мастеров и кадровых рабочих. С ними предварительно проводится краткий инструктаж, в котором объясняется цель встречи, вопросы, на которые следует обратить внимание, и методика проведения беседы.

Беседы и консультации. Большое значение в работе по профориентации имеют групповые беседы и индивидуальные консультации о предприятии.

Контрастные вставки в учебный материал. Суть положительного эффекта этого приема состоит в значительной активизации учащихся при резком контрасте изучаемого материала.

Из психологических и дидактических исследований известно, что объем и качество усвоения учебного материала в течение занятия постепенно снижаются. Изменение учебной обстановки (перемена рода работы, изменение объекта труда, переход к новому материалу) активизирует внимание учащихся и повышает эффективность обучения. Таким активизирующим фактором может быть контрастная вставка. В частности, фрагментарное сообщение о содержании работы по той или иной профессии, показ оригинальных инструментов и приспособлений, необходимых работам той или иной специальности, и т.п. Такая вставка может тематически и не согласовываться с основным программным материалом, а, наоборот, резко контрастировать с ним. Именно яркий контраст и создает условия для активизации внимания учащихся и запоминания материала. Следует, однако, учитывать, что на такую вставку нельзя отводить много времени, чтобы информация не заслоняла основной учебный материал.

Проведение учебных занятий специалистами производства. Отдельные элементы учебной программы: освоение приемов работы с машинами, станками, инструментами и приспособлениями, способов изготовления отдельных изделий, ознакомление с конструкцией изучаемых объектов, с технологическими процессами и т. п. – могут быть успешно реализованы при совместной деятельности учителя и специалиста производства. Участие рабочего в учебном процессе при надлежащей организации хода обучения будет способствовать более эффективной ориентации учащихся на труд по соответствующему профилю.

Ход занятия, на котором планируется присутствие специалиста производства, следует тщательно разработать. В его структуре надо четко определить место и содержание обучающей деятельности специалиста.

Экскурсии. Чтобы экскурсии были эффективными, необходимо: конкретно определить тему экскурсии и ее целевую направленность, предварительно провести ее тщательную подготовку, в ходе экскурсии ознакомить учащихся с конкретными объектами, после экскурсии провести закрепление полученных сведений и знаний.

Учебной программой по технологии не предусмотрены специально экскурсии на производство. Но очевидно, что дать учащимся полное представление о современном производстве без его посещения весьма трудно. Многие проблемы могут быть представлены в понятной для учеников наглядной форме только при соприкосновении с реальной производственной средой. В условиях учебных мастерских школьники, как правило, не имеют, возможности знакомиться с современными способами обработки материал Экскурсии — часто единственно возможный путь приобщения учащихся к современной технике, технологии и организации производства.

Экскурсии могут иметь различное назначение — в зависимости от ставящихся целей. Они могут быть общеознакомительными, целевыми.

В любом случае в методике проведения экскурсии можно выделить следующие основные вопросы: подготовка к экскурсии, проведение экскурсии и подведение итогов. Подготовка экскурсии обязательно включает в себя определение учебных целей, которые предполагается достичь, выбор места экскурсии;

определение ее маршрута с обязательным совместным решением с представителем производства об обеспечении безопасности передвижения учащихся и по территории предприятия, и при посещении производственных помещений (естественно, и сами школьники должны быть ознакомлены с привалами поведения во время экскурсии).

В проведении экскурсии принципиальная роль экскурсовода. Хорошо если это сам учитель, но часто, он оказывается, недостаточно подготовлен к разъяснению всех особенностей конкретного производства — тогда привлекается работник предприятия. Его выбор не может быть случайным. Он должен знать цели экскурсии. Подводить итог экскурсии можно по-разному. Заключительная беседа, письменные отчеты, выпуск технических бюллетеней альбомов с фотографиями и письменными материалами по истории производства, сведениями о выпускаемой продукции, и т.

В распоряжении учителя технологии есть формы уроков, которые могут активизировать познавательный интерес и переходить в самостоятельную продуктивную работу.

25.10.2020 19:50


Рекомендуем курсы ПК и ПП