СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые подходы к решению практических задач по развитию речи младших школьников (в условиях активного использования фольклорного материала)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важное место в системе начального литературного образования отводится речевому развитию учащихся, поскольку способствует коммуникативной направленности обучения в условиях специально организованной развивающей познавательной деятельности, выступая при этом решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. Именно работа над связной речью развивает у детей жизненно необходимую способность распределять свое внимание, то есть направлять его одновременно на несколько видов деятельности.

Речевые свойства личности зависят от задач, на решение которых постоянно направлена мыслительная деятельность. Задача учителя - найти такие способы постановки проблемы, чтобы у ребенка возникло желание «добыть» новые знания, заставить думать ученика, поскольку любая деятельность, в том числе и обучение, требует мобилизации всех психических сил каждого ребенка. А это возможно тогда, когда цель обучения личностно значима для учащихся. Вот учитель и призван найти такой способ, чтобы сделать процесс обучения интересным, способным активизировать учебную деятельность. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.

Сегодня существенно меняются интеллектуальные запросы учащихся, их познавательные интересы. Наряду с интересом к фактам, к живым, ярким событиям, конкретным предметам, что характерно для младших школьников, развивается возникший ранее, но существовавший в элементарной форме интерес к связям и взаимоотношениям явлений действительности, к их теоретическому осмыслению.

Так, на основе использования методики литературного чтения (авторы Г.Н. Кудина, З. Н. Новлянская), применяемой в школе-лаборатории № 32, возможно зарождение и развитие теоретического мышления ребенка-ученика в области словесного искусства. Если опираться на позицию В. В. Давыдова, по которой теоретическое мышление возникает при выявлении условий происхождения понятий, то наблюдение за построением фольклорных произведений (на примере сказок) как раз создает такие условия. В связи с повторяемостью сходных (похожих) моментов дети наблюдают и устанавливают последовательность появления героев, их повторяющиеся действия и результаты этих действий. Они осмысливают текст сказки как предмет наблюдений, а состав сказки (герои и их действие) как способ и закон (присоединение случайных компонентов) ее построения.

Так возникает возможность обозначить наблюдаемые явления терминами: зачин, событие, испытание, сказочные повторы, возвращение домой, концовка («добро побеждает зло»). Такая последовательность действий, событий от начала (завязка) до конца (развязка) создает сюжет сказки. Затем дети пробуют самостоятельно описать наблюдаемую ими закономерность (жанровую особенность) рассматриваемой сказки. Данный набор функций выступает не только как средство, стимулирующее воображение, но и как способ построения внутренней структуры текста.

Например, обычно сказка начинается с пустяка, с обыденного, обыкновенного случая («Снесла курочка яичко.», «Посадил дед репку.», Испекла баба колобок.»), далее продолжается с помощью присоединения случайных встреч, действий, вопросов, а заканчивается такая история крахом («веселой катастрофой»). Этот вывод ученик может проверить на любой авторской сказке и увидеть элементы фольклорного сюжета в произведении (К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе», «Мойдодыр», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» и т.д.). Такова педагогическая эффективность фольклорного материала при разнообразных формах его использования в развитии образно-понятийного мышления и речи младших школьников на уроках литературы.

Богатые возможности для развития мышления и речи в младшем школьном возрасте дают, так называемые малые жанры фольклора - считалки, потешки, скороговорки, загадки, небылицы побасенки, прежде всего потому, что они «малые», небольшие по объему, т.е. позволяют изучать структуру произведения целостно.

Их изучение позволяет ребенку четко выделить задачу жанра. Все они «прикладные» и ведущую роль в них играют уровни и формы, которые в более сложных жанрах уходят на второй план: ритмический рисунок - в считалке, звуковой рисунок - в скороговорке, диалог - в побасенке, метафора, сравнение - в загадке и т.д.

Анализируя эти малые сюжеты, дети «открывают» закон художественной формы и убеждаются на практике, что «обычный» язык в художественном произведении становится выразительным «сплошь» на любом уровне: от звукового до стилистического, а усложнение содержания влечет за собой усложнение формы (идея И. И. Виноградова). Например, «открытие» ритмического рисунка в считалке, имеющего в своей основе, принцип пересчета как способ справедливого регулирования отношений, и форму древнего загадочного счета создает широчайший простор для импровизации на традиционной основе, а также для развития умения комбинировать и создавать неожиданные сочетания мотивов и образов. Учащиеся могут придумывать новые сюжеты, отталкиваясь от звучания и ритма старых, овладев законами их построения, они уже готовы к усвоению более сложных литературных понятий. Поэтому «открытие» закона художественной формы в различных жанрах позволяет выходить за узкие рамки малого жанра в широкую жизнь художественной литературы.

В устном поэтическом творчестве самым кратким выражением народной мудрости являются пословицы, поговорки и загадки. Они - воплощение ума, ясности, мудрости и проницательности, обобщение жизненного опыта. В них выражается самобытный характер народа, отражающий жизнь творцов и носителей устных произведений.

Ушинский считал что, пословицы и поговорки являются прекрасным средством народной педагогики, поскольку они имеют большое значение «при первоначальном ученье отечественному языку, вылетевшие прямо из его живого, глубокого источника - вечно юной, вечно развивающейся души народа. Эти пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка. ([2], с. 298).

Следовательно, «пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам» (1, с. 229). Причем яркая и убедительная характеристика жизни и деятельности человека достигается глубиной мысли, выраженной поэтически веско. Иногда это достигается при помощи сравнения: «На правду, как на солнце во все глаза не взглянешь», «Правда светлее и чище ясного солнца».

По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются умно, уместно, умело. Буряты называют пословицы оньхон угэ - «меткое, точное, хитрое слово» сэсэн угэ - «мудрое слово, хушан угэ - старое слово» любят и высоко ценят их за правдивость: «Худагай оеорто загахан угэй, хуушан угэдэ худал угэй» - «На дне колодца рыбы нет, в пословицах лжи нет»; «Унэн юумэ унэтэй, буруу юумэ буритай» - «Что правдиво - ценно, а кривда - с плесенью».

Не меньшее образовательное значение имеют и загадки. Они упражняют ум, учат наблюдательности, умению выделять отличительные детали, обобщив их в целое, найти ответ.

Загадка учит сравнивать между собой далекие явления и предметы: например, день и ночь («Черная корова весь мир поборола, а белая подняла»), небо и звезды («Висит сито, не руками свито»), месяц и пастух («Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат») и находить в них общее, формируя тем самым умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического мышления.

Г. Н. Волков считает, что значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления (2, с. 79), они также еще используются, и как способ поэтического исследования мира природы в его неразрывной связи с миром человека. При этом загадка учит детей мыслить не отвлеченно, а поэтическими образами с помощью метафоры, например: «солнце - это и красная девушка, и рыжая корова.», «небо - поле, шатер, шубенька.», «месяц - бык, пастух, жеребенок.», «звезды - зерна, горох, воробьи, овцы» и т.д.

Вот некоторые из подходов, применяемые в курсе литературы (авторы Г. Н. Кудина, З.Н. Новлянская), по развитию речи младших школьников при работе с фольклорным материалом, поскольку являются хорошей базовой основой для изучения авторской литературы и собственного словесного творчества.

1Ушинский К. Д. Сочинения в 6 тт. - М.: АПН, 1949. - Т.6. - С. 297-301.

2 Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168с.

24.04.2016 09:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!