СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционное рисование в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

         Я работаю в детском саду более 18 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки «образца» и «показа» приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

         Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи в рисовании у ребят вызвали разочарование, и даже раздражение. Нужно было позаботиться о том, чтобы деятельность детей была успешной, - это должно подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они  очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. Моей палочкой – выручалочкой стал журнал «Дошкольное воспитание», в котором воспитатели делились своим опытом и своими наработками обучения рисованию в нетрадиционной технике. Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама порисовать теми способами, которые описывались в журнале. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в нашем детском саду. 

         Оригинальное рисование привлекает своей  простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда нет еще точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

         А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль  в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, творческое развитие, целенаправленность деятельности.

         Я предлагаю варианты приемов нетрадиционного рисования по каждому возрасту.

         Варианты приемов нетрадиционного рисования с 3 лет.

  «Вместо кисточки – рука»

         Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатом своего труда.

Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Если соединить пальцы вместе,  получится заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно пофантазировать вместе с малышами.

 

         «Печатаем пальчиками»

«Радужная рыбка». Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную в палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальца изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его в черную краску.

«Цветок». Указательным пальцем отпечатываем лепестки, мизинцем серединку.

         «Работа штампом»

         Советую сделать из поролона или картофеля разнообразные фигуры. Теперь их можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, различные предметы. Вначале дети хаотично будут рисовать фигуры, а затем предложите простейшие орнаменты.

«Тычок жесткой полусухой кистью»

         Опустить кисть к гуашь и ударить ею по бумаге, держа вертикально (кисть в воду не опускается). Таким образом, заполняется лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  Варианты приемов нетрадиционного рисования с 4 лет.

 «Узор из точек»

         Очень часто при выполнении художественных работ возникает необходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формы, что вызывает трудность в точности изображения. Еще сложнее повторить одинаковые изображения несколько раз. Выручат в данной ситуации косметические палочки. Обмакнув в краску, можно штамповать одинаковые элементы узора.

         В данной технике можно получить мозаичное изображение.

  «Монотипия»

         Рисовать нужно обычные цветные пятна или кляксы любой формы только на одной половине листа, а другую просто к нему припечатать. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. Когда картинка открывается, получится целая картинка.

«Рисование в три пары рук»

         Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Дети распределяются, кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив какую-то часть для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает туловище, третий заканчивает. Затем открывается весь листок – и почти всегда получается смешно.

 «Метод волшебного рисунка»

         Углом восковой свечки на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Впоследствии того, что краска не ложится на жирное изображение свечой -  рисунок как бы появляется перед глазами, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла.

         Варианты приемов нетрадиционного рисования с 5 – 6 лет.

 «Рисование на мокрой бумаге»

         Существует ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность на бумаге: «Идет дождь», «Ночной город», «Город в тумане». Нужно научить дошкольников сделать бумагу немного влажной. Рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или только отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

 «Тканевые изображения»

         В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани могут помочь изобразить сюжет. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру и наклеивают. Затем подрисовывают стол или вазу. Бывают ткани, которые могут послужить в качестве домика, туловища животного, шапочки для кукол, сумочки.

  «Объемная аппликация»

         Наряду с плоской аппликацией можно научить детей делать и объемную. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали.

«Печатаем листьями на бумаге»

         Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце – и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали.

«Пластилиновая живопись»

         Данная техника требует усидчивости, терпения. Отщипнем 2 – 3 кусочка пластилина разных цветов и размазать на листе картона. Это напоминает рисование красками, когда они смешиваются на бумаге.

Из пластилина создают картинку на горизонтальной поверхности – это похоже на нарисованную картинку.

«Мыльные пузыри»          В баночку с гуашью вливаем шампунь или пену для ванн, хорошо размешиваем. Затем предлагаем ребенку дуть в трубочку для коктейля, пока не образуется цветная пена. Прикладываем к пене лист бумаги – и рисунок готов. По желанию обычной кисточкой можно дорисовать детали.

«Рисование с солью»

Если посыпать акварельный рисунок солью, соль пропитывается краской и  при высыхании создает эффект зернистости. После того, как рисунок высохнет, нужно стряхнуть лишнюю соль. Прилипшую соль можно соскрести, а можно оставить на рисунке.

«Рисование ниткой»

Лист картона складывается пополам. Выбирается полушерстяная или шерстяная нитка около 30см. Большая часть нитки обмакивается в густую краску, выкладывается на половине картона, зажимается внутри. Аккуратно вытяните нитку и раскройте картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают и дорисовывают обычным способом.

        

 

09.01.2015 12:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!