«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
«В игре раскрывается перед детьми мир, творческие возможности личности.
Без игр и не может быть полноценного умственного развития»
Василий Александрович Сухомлинский
Цель работы: проанализировать нетрадиционные формы проведения уроков в процессе преподавания информатики.
Задачи работы:
1. Изучить состояние вопроса в информационных источниках.
2. Ознакомиться с методической литературой по данной проблеме.
3. Исследовать нетрадиционные формы проведения уроков в процессе преподавания информатики.
4. Выявить позитивные тенденции и вывести рекомендации при использовании нетрадиционных форм проведения уроков информатики.
Нетрадиционный урок – это урок, который характеризуется нестандартным подходом
? к отбору содержания учебного материала;
? к сочетанию методов обучения;
? к внешнему оформлению.
На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
? осуществляется контроль знаний, навыков, умений и способов деятельности учащихся по определенной теме или группе тем;
? обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
? предусматривается минимальное участие в уроке учителя.
Для учащихся нетрадиционный урок
- переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции (а на положительном эмоциональном поле очень хорошо работает процесс запоминания), ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.
Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
Основополагающие принципы нетрадиционного урока:
1) Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
2) Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
3) Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4) Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5) Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6) «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
7) Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Рекомендации
? Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые.
? Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе.
? Слишком частое обращение к подобным формам урока нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным.
? Важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, чтобы он заранее планировал, где, как и с какой целью целесообразно привлечь средства занимательности для достижения конкретных целей на уроке.
Выводы:
? На нетрадиционных уроках повышается познавательная активность учащихся;
? Повышается качество знаний;
? Развиваются психические познавательные процессы, совершенствуется эмоционально - волевая сфера;
? Создаются максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников;
? Развивается воображение, фантазия, мышление учащихся;
? Формируется внутренний мотив говорения;
? Позволяют школьникам выходить на более высокий уровень развития познавательного интереса, избегая перегрузки в обучении;
? Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что толковая игра в руках профессионального учителя может стать хорошим орудием учения и воспитания.