СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Николай Михайлович Карамзин – уникальное явление русской культуры конца XVIII – начала XIX вв. Как автор он добился ошеломительного успеха у читающей публики, как стилист преобразил русский литературный язык, как редактор стоял у истоков лучшего литературного журнала своего времени, как мыслитель заложил фундамент русского консерватизма, а как историк обессмертил своё имя «Историей государства Российского».
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Михайловке – оренбургском имении своего отца. Родители его, Михаил Егорович Карамзин и Екатерина Петровна Пазухина, принадлежали к дворянским родам средней руки
Карамзин сразу пристрастился к книгам, и уже в 8 лет зачитывался «Римской историей» Тита Ливия. Так же рано проявилась у него способность к языкам. К 10 годам мальчик бегло изъяснялся по-немецки и по-французски, а в дальнейшем освоил английский, итальянский, греческий и латынь.
Систематическое воспитание и обучение будущего литератора проходило с 1776 по 1781 гг. в частных пансионах Симбирска и Москвы, после чего в 1781-1782 гг. он посещал лекции в Московском университете. Многое относительно этического значения религии и социальной роли монархии он почерпнул в общении с профессором И.М. Шаденом, что заложило основу политических взглядов Николая Карамзина.
По обычаям екатерининской эпохи Николай Карамзин как дворянин хорошей фамилии с колыбели был записан в гвардию. В 1782 году 16-летний юноша явился в Санкт-Петербург на действительную службу в Преображенский полк, однако военная карьера его не прельщала, и 1 января 1784 года он подал в отставку в чине поручика.
В 1785 году Карамзин, перебравшийся в Москву, имел солидный опыт переводов с европейских языков, в которых он отточил свой слог и стиль.
Поездка по Европе растянулась на 13 месяцев. Карамзин посетил Кёнигсберг, Берлин, Цюрих, Лион, Париж, Лондон и другие политические и культурные центры. Он общался с Кантом, видел Гёте, слушал речи Робеспьера. Дорожные заметки, с блеском изложенные в 1792 году в «Письмах русского путешественника», сделали Карамзина знаменитым, а вышедшая в том же году повесть «Бедная Лиза» произвела сенсацию в обществе. Сентиментализм тогда вошёл в моду, а манера письма Карамзина была признана образцовой.
Увлечение стариной стало поворотным пунктом в биографии Н.М. Карамзина. Образ его жизни обрёл размеренность. Зиму он проводил в Москве, летом уезжая в подмосковное имение князей Вяземских Остафьево для изучения летописей, грамот и хартий. Результатом многолетнего кропотливого труда стали 8 томов знаменитой «Истории государства Российского». В середине 1800-х гг. окончательно сложились консервативные взгляды Карамзина, наиболее полно изложенные им в «Записке о древней и новой России», сыгравшей немалую роль в падении реформатора М.М. Сперанского в 1812 году.
В 1816 году Карамзин перебрался в Санкт-Петербург, где прожил последние 10 лет своей жизни. Обычный его петербургский распорядок дня состоял из утренней работы над «Историей», дневной верховой прогулки и вечернего времяпрепровождения с семейством и друзьями. Круг его общения составляли В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, К.Н. Батюшков, П.П. Каверин, С.С. Уваров, некоторое время – А.С. Пушкин.
5 декабря 1818 года Карамзина избрали членом Российской академии наук. Живя в Санкт-Петербурге, он снискал дружбу императора Александра I и императрицы Марии Фёдоровны. Смерть государя в 1825 году стала для Карамзина большим ударом, и он не намного пережил своего царственного друга.
Когда в 1818 году первые 8 томов вышли в свет тиражом 3 тыс. экземпляров, их раскупили за 25 дней. Ещё при жизни Карамзина «Историю» перевели на немецкий, французский, итальянский и польский языки. Преобладали хвалебные отзывы, подчёркивались литературные достоинства и степень проработанности материала. В общем восхищении тонула критика М.Т. Каченовского, Н.М. Муравьёва и Ф.В. Булгарина, язвительные замечания А.С. Пушкина о «необходимости самовластья и прелести кнута». Тем не менее по прошествии 200 лет «История» остаётся любимой читателями и признаётся шедевром российской исторической мысли.
Болезнь, что свела Карамзина в могилу, стала следствием восстания 14 декабря 1825 года. Карамзин находился в Зимнем дворце, когда узнал о выступлении гвардейских полков против восшествия на престол Николая Павловича. Легко одетый, Карамзин последовал на Сенатскую площадь и стал свидетелем разыгравшихся кровавых событий. В письме старинному другу Дмитриеву от 19 декабря Карамзин сокрушался о «нелепой трагедии наших безумных либералистов».
Домой он вернулся в лихорадке, но ещё несколько дней провёл на ногах. Болезнь обострилась в конце января, потом отступила, затем наступил новый кризис. Врачи констатировали чахотку и советовали путешествие в Италию, новый император распорядился выделить для этих нужд фрегат. Но 22 мая (3 июня) 1826 года великий историограф скончался. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Источник:https://histrf.ru/read/biographies/nikolay-mihaylovich-karamzin
© 2025, Коннова Наталья Борисовна 78