СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД «Секрет стекла и фарфора».Старший дошкольный возраст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема НОД «Секрет стекла и фарфора»

Цель: познакомить детей с историей создания стекла и фарфора; научить называть свойства стекла (прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, ребристое, хрустальное) и фарфора (белый, перламутровый, тонкий, гладкий, звенящий). Материалы и оборудование: посуда из стекла (стаканы, розетки, прозрачные и цветные вазы); посуда из фарфора (сахарница, чашки, вазы для конфет и для цветов); сувениры из стекла; чайные ложечки; кукольный стол со стульями; скатерть; видеосюжеты «Стеклянный секрет золотой рыбки» и «Фарфора хрупкого история»; листки бумаги и цветные карандаши. Содержание НОД

Воспитатель: - ребята на мою электронную почту пришло письмо от мальчика Миши который является сыном моей приятельницы. Миша в письме пишет, что ему нужна помощь. Миша просит отгадать загадки, которые ему загадали в школе. Мише дано задание, не только отгадать загадки, но и написать и рассказать в школе об отгадках, их свойствах и откуда это у человека появилось. Чем мы можем помочь Мише?

Ответ детей.

Загадывание загадок детям.

Не влетят в наш домик мошки.

И тепло нам и светло.

Очень прочное в окошке

И прозрачное

Ответ:(С…о)

Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с древних пор. Называюсь я? Ответ: (Ф…р)

Воспитатель: - отгадки мы уже знаем и можем написать об этом Мише. Но мальчику еще было дано задание, рассказать о свойствах стекла и фарфора, а также изучить историю возникновения этих материалов. Воспитатель: - ребята предлагаю вам найти в групповой комнате предметы из стекла и фарфора и рассмотреть их. Дети находят предметы и определяют свойства

Дети определяют: стекло прозрачное; холодное, гладкое, тонкое, ребристое (ощупывают три стакана: тонкий, толстый, хрустальный); издает звуки (ударяют карандашом по стеклу); хрупкое, может разбиться; водонепроницаемое (наливают воду в стакан). Воспитатель: Ребята, а у меня в компьютере есть видео о том, как появилось стекло и как его изготавливают. Предлагаю вам разобраться в этом вопросе. Просмотр видеосюжета «Стеклянный секрет золотой рыбки».

«Человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели пять тысяч лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и все это долго варили на огне, пока не получилось блестящее „тесто". Мастеру-стекольщику очень помогала глиняная палочка. Одним концом палочки он брал расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдуваете мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму – получались вазы, сосуды, флаконы, бусины. В древние времена еще не умели делать оконное стекло. В домах, в замках и даже в королевских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла в них вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды мастер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы – образовалась труба – и, пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень ценилось. Вначале стеклянные окна были только в домах богачей. Шло время, и люди придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали на части, получался лист стекла. Сейчас существуют современные предприятия для изготовления стекла. Посмотрите на эти изделия из стекла». Воспитатель: ребята обратите свое внимание на стол. На нем мы видим посуду из фарфора. Фарфор изобрели в Китае почти две тысячи лет назад. А как его изготавливают сегодня, мы увидим в видеосюжете. Просмотр видеосюжета «Фарфора хрупкого история»

Вначале делали посуду из желтой и красной глины, но она получалась очень тяжелой. Один китайский мастер нашел белую глину, получил из нее тесто, сделал разные тарелки, чашки и поставил в печь, а когда достал – все они были с трещинами. Долго думал китаец, как же сделать тесто, которое не растрескается в печке. И придумал: взял белую глину, белый песок и камень, растертый в порошок, все это старательно перемешал, чтобы получилась однородная масса. Из нее догадливый мастер вылепил посуду и поставил в печь для обжига. Этот способ оказался правильным: посуда получалась без трещин. Затем посуду покрывали глазурью – жидким стеклом – и снова ставили в печь. Фарфоровая посуда, покрытая глазурью, была очень красивой». Воспитатель: дети рассмотрите фарфоровые предметы посуды сахарницу, вазы для конфет и цветов, чашки. Назовите, какой он фарфор белый, гладкий, легкий, перламутровый; он не похож на стекло. Педагог продолжает свой рассказ: «Секрет изготовления фарфоровой посуды китайцы держали в глубокой тайне. За посудой к ним приезжали купцы из разных стран; платили за китайский фарфор очень дорого, отдавали за него столько разных золотых монет, сколько весила чашка или ваза. Поэтому дорогая, роскошная фарфоровая посуда украшала только царские столы. Однажды российская императрица получила в подарок от саксонского князя сервиз. Он так ей понравился, что она издала указ: пусть в России мастера тоже научатся делать фарфор. Понадобилось много времени, чтобы наладить в России производство фарфора. Первый фарфоровый завод построили недалеко от Петербурга. Мастером первого русского фарфора был Д. И. Виноградов».

Воспитатель: предлагаю вам поиграть. Будем играть в игру «Накрыть стол к чаю». Возьмите необходимую посуду и определите, из какого материала она сделана: сахарница для сахара – фарфоровая, ваза для конфет – стеклянная, розетки для варенья – стеклянные, чайные ложки – металлические.

Воспитатель: ребята, что мне ответить Мише, я предлагаю вам схематично изобразить с помощью пиктограмм или значков свойства стекла и фарфора, а я сфотографирую их и отправлю Михаилу. Вы согласны? (ребята изображают схематично свойства стекла и фарфора. Педагог фотографирует и посылает фотографии с помощью телефона. От Миши приходит сообщение с благодарностью в виде значка смайлика, который улыбается.

13.12.2018 19:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!