СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормы речевого развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормы речевого развития

Как вести себя родителям, если ребенок продолжает молчать, когда ровесники уже декламируют стихи? Что такое возрастная норма? Ее лучше знать, чем бояться. До каких пор можно ждать и когда промедление идет во вред? На эти вопросы я и постараюсь здесь ответить. - А мой племянник Вася молчал до пяти лет и потом сразу о мироустройстве заговорил. Подобные разговоры часто ведутся на детских площадках, когда кто-нибудь из родителей начинает высказывать настороженность по поводу затянувшегося молчания своего двух - трехлетнего чада.Бывает ли такое или это сказки? Отвечаю сразу, бывает всякое, но не всегда на это стоит полагаться в выборе поведения. То, что произошло с Васей, не гарантирует такого же чуда в вашем случае. Конечно, это очень подкупает простотой решения, ведь родителям ничего не надо делать, только ждать. Я советую воспринимать такую информацию, как один из вариантов возможного развития событий. И предлагаю посмотреть на другие. Родителей почему-то очень пугают призывы сходить к логопеду: "Там на моего ребенка повесят ярлык". Ребенка будут втискивать в какие-то нормы, а он личность, индивидуальность. Никто не хочет услышать, что его малыш "не такой", "хуже других". Я попробую избавить вас от этих предубеждений. Совсем не обязательно, что результатом посещения специалиста будет постановка пугающего диагноза. Может, вы действительно зря волнуетесь, и ребенок развивается согласно возрастной норме? Вас успокоят, расскажут, когда и чего следует ожидать. Иногда небольшое отставание объясняется тем, что родители мало времени уделяют речевому развитию своего малыша, считая, что все произойдет само, без их помощи. Однако, это очень индивидуально, у каждого ребенка свой потенциал. Один все впитывает, как губка, ежедневно удивляя свое окружение новыми выражениями. Другому все дается не так легко, с ним приходится настойчиво проговаривать и стараться добиваться повторения для запоминания даже одного нового слова. В последнем случае, логопед подскажет, каким образом нужно организовывать домашнюю работу по развитию речи, чтобы преодолеть отставание. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и вариант того, что у ребенка действительно есть задержка речевого развития. В этом случае обязанность родителей не упустить момент и заняться коррекционной работой как можно раньше, чтобы преодолеть проблему к школе. Не стоит бояться посещения специалиста, как в случае подтверждения того, что ребенок развивается в соответствии с нормой, так и в случае выявления отставания - ведь только знание проблемы может привести к ее разрешению.Так что же следует понимать под возрастной нормой? Как в соответствии с ней должна развиваться речь ребенка? Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта. Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если Ваш ребенок развивается в соот­ветствии с возрастной нормой, он активно гулит, про­износит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением с взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие. В 2,5—3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову. В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживле­ния» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш ра­достно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого. К 5—6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепе­тать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внима­ние к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка отори­ноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха. Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетногодекламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями. К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоци­ональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, под­крепляемые взрослым. К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п. К 1,5—2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появле­ние в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий». К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к'], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения. К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке. В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка. По материалам сайта Открытый класс
20.11.2022 22:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!