СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные нормы речевого развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Дети третьего года жизни

1) Появляются родительный падеж, дательный, творительный и предложный.

2) Фразы становятся многословными.

3) Появляются соединительные союзы и местоимения.

4) Дети часто задают вопрос: «Что это?»

5) С удовольствием слушают и воспринимают несложные сказки, рассказы.

6) Часто дети говорят о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идёт гулять».

7) Дети часто переставляют слоги в словах, заменяют их, пропускают.

8) Нередко дети путают предлоги, падежные окончания, нарушают порядок слов в предложении.

9) Некоторые дети к 3 годам овладевают правильным произношением всех звуков речи, но чаще всего ещё не произносят шипящие звуки Ш, Ж, Ч и сонорные Л, Р.

10) Речь ещё недостаточно отчётлива, как бы смазана, смягчена (барабан – БАЛЯБАН).

11) Часто дети смягчают свистящие звуки (сани – СЯНИ), заменяют шипящие – свистящими (шайба – СЯЙБА) или звуками Т-Д (шуба – ТЮБА).

Дети четвёртого года жизни

1) В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи.

2) Классифицирует предметы, объединяет их в группы (посуда, одежда, овощи…).

3) Может неправильно употребляться ударение.

4) Допускаются перестановки, замены, выпадения слогов.

5) Большинство детей на четвёртом году жизни произносят почти все звуки, но некоторые испытывают трудности с шипящими (Ш, Ж,) или сонорными (Р, Л,).

6) Может произносить звук то правильно, то неправильно.

7) По мере появления новых звуков ребёнок ими может заменять другие звуки (например, С на Ш, З на Ж, Л на Р).

8) Твёрдые согласные не должны смягчаться.

9) Хорошо понимает обращённую речь.

Дети пятого года жизни

1) Усваиваются цвета, числа (пересчёт).

2) К 5 годам начинает определять время по часам.

3) Овладевает падежами (родительный – дательный – творительный – предложный).

4) Появляются глагольные времена, многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.

5) Словотворчество.

6) Сочиняет и рассказывает сказки.

7) Исчезает смягчение согласных.

8) Реже пропускает звуки и слоги.

9) Учится выговаривать многосложные слова.

10) Точно воспроизводит слоговую структуру.

11) Определённая трудность – слова с большим количеством согласных звуков.

12) Речевой выдох стал длиннее.

13) Рифмует слова.

14) Речь насыщается прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами.

15) Всё чаще пользуется сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, обобщающими понятиями (одежда, обувь…).

Дети шестого года жизни

1) Может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове.

2) Активно пользуется обобщающими понятиями.

3) Доступно произношение слов сложной слоговой структуры.

4) Не допускает замен, пропусков и перестановок слогов.

5) Звук Р может заменяться на Л, либо произносится смычкой корня языка и мягкого нёба (велярный Р).

6) Могут быть не дифференцированы свистящие и шипящие звуки.

7) Всё чаще пользуется простыми распространёнными предложениями, сложносочинёнными и сложноподчинёнными.

8) Увеличивается объём сложных предложений.

9) При оформлении фразы ребёнок использует все основные части речи.

10) Растёт количество слов в предложении (5-6).

11) Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке.

12) Знакомится с буквами (но не учится читать!); учится соотносить звук и букву.

13) Учится складывать слоги из букв и читать их.

Дети седьмого года жизни

1) Продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык.

2) Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи.

3) Речь детей становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.

4) Дети способны самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

5) В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.

6) Дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

7) Правильно произносят все звуки родного языка, четко и внятно произносят фразы; говорят громко, но в зависимости от ситуации могут говорить тихо и даже шепотом; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуются интонационными средствами выразительности.

Категория: Логопедия
26.05.2017 12:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!