СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Идея перевёрнутого класса возникла несколько десятилетий назад в США. Суть этой модели
В чем недостатки традиционной модели урока ”Учитель объясняет новую тему ученику”:
Ученик 1: я не успеваю записывать за учителем все выкладки с доказательством теорем, хроникой исторических событий, биографии великого поэта!..
Ученик 2: от обилия сокращений и неаккуратного почерка я перестаю понимать собственные записи.
Ученик 3: мне скучно. Это все я могу прочесть в учебнике, Интернете.
Учитель 1: одну и ту же тему я повторяю многократно для разных классов в параллели.
Учитель 2: остается совсем мало времени для отработки изученного, а проверить домашнее задание на следующем уроке невсегда удается.
В чем преимущество перевёрнутого класса:
Ученики получают в качестве домашнего задания учебное видео или электронный образовательный ресурс для изучения нового материала. До следующего урока они должны его внимательно просмотреть. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев сколь угодное количество раз сложные теоретические блоки.
Учитель однажды готовит учебное видео или электронный ресурс, предлагая собственные разработки или заимствованные у авторитетных коллег.
Учитель на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса.
Советы по организации модели “Перевёрнутый класс”:
Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождайте четкими учебными целями и поэтапной инструкцией.
Обязательно сопровождайте каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложите ученикам составить несколько вопросов к видео. Это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.
Привлекайте учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.
Безусловно, от учителя требуется дополнительная подготовка, особенно на первых порах, когда он только начинает организовывать подобную работу. Но она дает свои результаты!
В помощь коллегам, предлагаю библиотеку видеоресурсов Академии Хана (
Русская версия сайта:
Английская версия сайта (полная):
теперь во многом отвечают за свое обучение. Я больше не стою перед классом, указывая им, что они должны делать. Во многом они сами становятся ответственными за свое обучение. Дети могут выбирать, каким образом достичь поставленной задачи. И, следовательно, встраивание этого элемента выбора в систему обучения — один из главных моментов. Дома они смотрят видео, в которых объясняется тот или иной материал. А в классе на основе полученных знаний и навыков мы уже уделяем больше внимания другим вещам.
Во-вторых, это отношение преподавателя к своим ученикам. Я уже не могу просто показать им видео и потом думать, что они все поняли и смогут применить свои знания сами. Я должен находиться в постоянном контакте с учениками. Фактически я работаю с ними один на один, они задают мне множество вопросов, и мы создаем такое дискуссионное поле. И зачастую эти обсуждения помогают и учителю заново осмыслить какие-то вещи.
— Каким должен быть идеальный видеоурок? Проект
Я стараюсь поэтапно строить свои видеоуроки: шаг один — сделайте это, шаг два — сделайте то и так далее. Для объяснения некоторых тем, таких как эволюция, я не использую видео, поскольку хочу сделать их более живыми, более дискуссионными. Таким образом, главный совет — критично подходить к себе и процессу создания видеоурока, ну и следить, чтобы он был незатянутым и включал в себя не более одной идеи.
— Какие предметы лучше всего подходят для того, чтобы их преподавали таким образом?
— Полагаю, естественные науки и математика — поскольку их можно наглядно проиллюстрировать. Однако существует много изобретательных людей, которые используют такой подход на уроках английского языка или истории. С помощью видео они заставляют своих учеников мыслить, писать эссе, выражать какие-то свои чувства. Определенно, необходимо обладать каким-то базисом, чтобы в дальнейшем на него уже накладывалась новая информация и навыки. Поэтому я рассматриваю этот подход как возможность расширить уже полученные знания, но не как метод базового обучения.
— Когда прошел первый перевернутый урок?
— Самая ранняя статья вышла в 2000 году, дело было в университете штата Огайо. Но тогда техника еще не была достаточно совершенной, поэтому такого рода занятия проводились от разу к разу. Пионерами перевернутых уроков являются Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — именно они придумали термин и впервые опробовали этот метод.
— Трудно ли было убедить руководство школы использовать такой подход?
— В первый год директор был очень заинтересован во всех моих идеях, очень меня поддерживал. Он сказал, что хочет посмотреть на мой проект, на то, каким образом я хочу осуществить задуманное. Поэтому иногда он просто приходил на занятие и смотрел, что там происходит. Конечно, это было не от недоверия ко мне, а просто из интереса. Однако не стоит забывать, что существует программа обучения, и у каждого штата она своя. Из–за этого оценки за тестирование очень важны, ведь от них напрямую зависит финансирование школы. В общем, от обсуждения инновационного подхода к обучению мы скатились к обсуждению оценок за тесты, что мне очень не нравилось, и я ушел из той школы и теперь преподаю в другой.
— Каким образом ваш метод влияет на отношения ученика и учителя? Создается ли какая-то новая модель поведения?
— Очень часто получается, что учителя дегуманизируют методы, которыми они пользуются в работе, атмосфера в классе становится из–за этого обезличенной. Я же наоборот пытаюсь сделать подход к обучению более индивидуальным и гуманным, я даю детям понять, что вовсе не собираюсь, скажем так, хватать их за горло. Я тоже обычный человек, который просто знает чуть больше них, который здесь, чтобы помочь им узнать что-то. Мне кажется, такой подход годится и для естественных наук, и для иностранных языков. Жаль, что я не говорю ни на каком языке, кроме английского. А мог бы выучить корейский, ведь я два года прожил в Южной Корее.
— Вы говорите о том, что, используя столь необычное обучение, можно поделить класс условно на несколько групп: сильные ученики, средние и слабые. В зависимости от этого, к каждой из групп у вас свой подход, и вы готовите им разные задания, но ведь это занимает в три раза больше времени.
— Да, было время, когда я очень рано приходил на работу, чтобы подготовиться к урокам, иногда даже в 6.15. Но я старался не задерживаться после занятий, чтобы не расстраивать жену. Я и впрямь поглощен всем этим рабочим процессом. Я все больше убеждаюсь, что детей можно разделить на тех, кто больше любит смотреть, читать или писать. Принимая это во внимание, я могу группировать их для выполнения тех или иных заданий.
Условных «читателей» я посажу вместе читать книги, «писатели» будут делать какие-то пометки, а предпочитающие визуальный контент — смотреть видео и так далее. Затем можно всех перемешать, таким образом у разных групп откроются иные перспективы мышления и восприятия информации. Сначала нужно использовать те навыки, которые у них наиболее развиты, а затем уже попробовать развить и другие способности. Я говорю, например: «Ребят, я знаю, что вам не очень нравится читать, но вы должны прочитать эту статью». Я должен добиться от них понимания необходимости сочетать все три навыка. В общем, да, возвращаясь к вопросу, под конец дня я обычно очень устаю.
— А что если посмотреть на такие занятия с точки зрения учеников из небогатых семей, у которых может и не быть компьютера дома?
— Знакомясь с классом, я обычно спрашиваю, у скольких учеников есть страница на фейсбуке. Обычно все поднимают руку, из чего я заключаю, что у всех есть компьютер и доступ в интернет. Если кто-то не поднимает руку, то это уже отдельный разговор. Правда, школа обычно предоставляет ученикам компьютеры, так что — это не проблема. Я знаю учителей, которые обращаются в компьютерные фирмы с тем, чтобы они пожертвовали школам какую-то часть своей продукции. Фирмы соглашаются, поскольку таким образом они платят меньше налогов, да и потом — это безусловно идет на пользу их репутации. В целом, я еще не сталкивался с ситуацией, когда нельзя было бы использовать наш метод из–за отсутствия оборудования, но знаю, что, к сожалению, не везде ситуация столь же благоприятная.
— Ваша школа бесплатная, родители ничего не платят за обучение?
— Да, большинство школ в Америке бесплатные. Есть и частные школы, я немного поработал и там. Но в них дети тоже сталкиваются с трудностями. Да, там хорошее оборудование, более высокий уровень преподавания, но родители учеников частных школ, как правило, очень много работают и почти не видятся с детьми, отчего возникают психологические проблемы.
— Какие книги вы бы порекомендовали по теме инновационных подходов в образовании?
— Недавно вышла книга под названием
© 2015, Костенко Светлана Владимировна 1320