СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Быть как дети.
(7 октября 1934, Детское Село, Ленинградская область, СССР —
4 сентября 2016, Московская область)
Поэт, прозаик, переводчик, бард, драматург, литературовед.
"Только реалистом чувств и можно быть в этом мире,
где, по-видимому, никак невозможно быть
реалистом всего остального."
Новелла Матвеева
Какому ребёнку не нравится лепить? Какому взрослому? Комкаешь в пальцах податливую мягкую субстанцию, думаешь о разных мелочах, очень серьёзных на тот момент, и пластилин начинает принимать форму… «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак…» (Н. Матвеева).
А стихи? Слова тоже бывают родом из детства – корабли и капитаны из далёкой «Дельфинии», неосязаемые солнечные зайчики, крылья с колокольчиками, болтливые водосточные трубы, ироничные водопады. В одно мгновение меняется восприятие окружающего мира: краски становятся ярче, мысли – светлее, а неудачи и переживания больших детей блекнут. Слово пластично тогда, когда говорит душа.
И счастье, и печаль звучали в песне той;
Был тих её напев старинный и простой.
Чтение стихов Новеллы Матвеевой можно сравнить с увлекательным путешествием. Корабль покачивается на волнах, поскрипывает мачта, у кораблика своя мелодия:
Набегают волны синие.
Зелёные? Нет, синие.
Как хамелеонов миллионы,
Цвет меняя на ветру.
Ласково цветёт глициния –
Она нежнее инея.
А где-то есть земля Дельфиния
И город Кенгуру.
Путешественник рано или поздно находит жемчуг – строки, которые близки его чувствам. Такова потребность читателя.
Какова же роль кораблей? В интервью «Литературной газете» Новелла Матвеева заметила, что поэты, если они настоящие поэты, они где-то близки к священникам. Они торопят нас к добру.
Когда потеряют значение слова и предметы,
На землю, для их обновленья, приходят поэты.
Капитаны, как и путешественники боятся не найти дорогу, не вернуться в страну детства, но и не могут остаться там навсегда, поэтому выходят в открытое море снова и снова.
Витает, как дух, сухой тополиный пух,
Боится упасть: земля сыра, холодна.
Боится душа с собой побеседовать вслух,
Боится признать, что потеряна та страна.
Родилась Новелла Николаевна Матвеева 7 октября 1934 года в Царском Селе (г. Пушкин) в творческой семье. Отец – географ, историк-краевед Дальнего Востока, мама – преподаватель литературы, поэтесса, печатавшаяся под псевдонимом Матвеева-Орленева.
В книге воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе», опубликованной в 1996 году Новелла Матвеева с теплом говорит о своём детстве, несмотря на лишения военных и послевоенных годов.
Стихи мамы, поразившие Новеллу, она впервые услышала в голосе мамы:
Трудной дорога была… Как почернели орбиты!
Но не ржавеет перо на беспокойном столе.
Я неподкупным стихом коню подковала копыто.
Выпусти повод, поэт! Вымой лицо в хрустале!
Усталость, передышка, очищение и вечный поиск знания, силы и точности слова.
«Как Саксон бредила стихами своей матери, я бредила стихами – своей» – писала Новелла.
Сорок первый год. Отец, Николай Николаевич по состоянию здоровья был определён в Народное ополчение, работал в Монинском военном госпитале. Как вспоминала Новелла Матвеева о военном периоде жизни их семьи: «…Нашей семье между тем делалось всё труднее, всё хуже. На нас начинала наваливаться постоянная слабость от недоедания, вечные простуды зимой из-за плохой одежды и обуви. От острого авитаминоза я начала слепнуть. И тогда Николай Николаевич пошёл на первое и последнее в его жизни, великое, как он сам считал, «злоупотребление». На целый месяц устроил меня для излечения в тот свой Монинский военный госпиталь. В монинский свой период я могла, конечно, только читать, но никак не писать прозу. Что же до поэзии, то каких мне ещё стихов, если стихи моей матери были всегда в памяти!».
C 1950 по 1957 год Новелла Матвеева работала в детдоме Щёлковского района разнорабочей. «Да, нелегко бывало» – признается в своём очерке Новелла Матвеева. «Но ведь было не только плохое…
…Была молодость! Были наброски стихов и прозы, рассованные по карманам. Была пленительная цветущая местность Молодой Колонии! И, наконец, великие планы! Я собиралась, например, поступить в мастерскую вывески или сделаться надомницей – разрисовывать рожицы куклам для игрушечной фабрики. Мечты, мечты! Этим непомерным притязаниям не суждено было сбыться».
Мелодии своих первых песен Матвеева сочинила ещё в конце войны. Новый виток в жизни Новеллы начался с 1959 г. во время активного сотрудничества с «Комсомолкой», а с 1961 года Матвеева становится Членом Союза писателей СССР.
В 1962 году Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького, где и познакомилась с выпускником того же института Иваном Киуру. Поженились они в 1963 году.
В 1966 году появилась первая пластинка Новеллы Матвеевой с записью авторских песен.
О песнях Новеллы Матвеевой сказано немало. Прежде всего, это феноменальное действие на человека – очищающее, умиротворяющее, иногда в них слышится лёгкая печаль, как понимание сиюминутности, скоротечности счастливого мгновения.
Песня! Все на свете дышит песней;
Ветер, гомон гонга, говор Ганга, мерный шаг слона.
Да не спеть нам ни единой, ни единой – лебединой,
Ибо в песню вся планета впряжена.
Как заметил Дмитрий Быков в своём эссе «Чистейший образец»: «Самое чистое вещество искусства, которое мне в жизни случалось видеть, – это песни Новеллы Матвеевой в авторском исполнении, просто так, на концерте или у неё дома, в Москве или на Сходне, за чайным столом или на крыльце». По его же мнению Матвеева – природный и потомственный демократ, защитница угнетённых и нищих, само понятие элитарности ей всегда было враждебно.
Новелла Матвеева всегда была верна себе в стремлении повлиять словом на несправедливость, неправильность, существовавшие в диссонансе с её восприятием мира.
Но мне, в утешенье, сказали вчера,
Что нет на земле совершенства. И что же?
Мне надо бы радостно крикнуть: «Ура!»,
А я сокрушённо подумала: «Боже!»
60-70-е годы. Переживания Новеллы Николаевны Матвеевой и Ивана Семёновича Киуру в описании Геннадия Красникова: «…какая разительная непохожесть в общении с миром, которое из-за вынужденного или добровольного одиночества чаще всего сводилось к общению с природой, органической частью которой всегда чувствовали себя Новелла Матвеева и Иван Киуру. Не раз приходилось мне наблюдать, как они во время прогулки приостанавливались внезапно на дороге, уступая путь бегущему муравью или неторопливому жуку. «Пусть парень пройдёт», – говорили они едва ли не в один голос.».
Безусловно, поэту тяжело ужиться с правилами и штампами эпохи.
Их любит мир. Весна без них не может.
Их не берут ни войны, ни века.
И все ж они зачахли. От чего же?
От шума штамповального станка.
Новелла Матвеева много своих стихов посвятила мужу, записала песни на его стихи, они выпустили совместную пластинку.«Мне ещё многое нужно сделать: подготовить к изданию книгу Ивана Семёновича – его прозу, стихи. Пишу воспоминания о нём.
В этом нахожу силы, в этом вижу свой долг перед его памятью» (Ф. А. Нодель. «Кому сам Хронос не указ»).
Неоценимы радость, отвага и житейская мудрость, подаренные стихами и песнями Новеллы Матвеевой. И пусть все сказано на свете, важно – как сказано. Искренне, просто и одновременно глубоко.
Можно подняться – в конце концов – на Парнас,
Якорь на Кипре кинуть, заплыть за Крит,
Но как вернуться туда, где стоишь сейчас?
Где одуванчик долгим дождём закрыт?
(Страна детства)
Источник: https://45parallel.net/novella_matveeva/
© 2019, Садовская Елена Евгеньевна 553