СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН

1.Введение

2.Этапы работы

2.1 Значение нравственно-патриатического воспитания дошкольников

2.2 Задачи нравственно-патриатического воспитания в детском саду

2.3 Создание предиетно-развивающей среды

2.4 Содержание, формы и методы патриатического воспитания в ДОУ

2.5 Перспективное планирование

3. Выводы

4. Работа с родителями

1. Введение

Актуальность выбранной темы

Только тот, кто любит,ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить родину, узнать её, стать подлинным патриотом

С.Михалков

30 декабря 2015 года Правительством Российской Федерации принята Государственная программа «Патриатическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».Системе образования принадлежит ведещая роль в гражданском и патриатическом становлении подрастающего поколения.

Любовь к Родине- одна из высших человеческих эмоций.Как любая социальная эмоция, она нуждается в формах выражения, одекватных общественным требованиям.Этими формами ребёнок и должен овладеть в процессе образования.

Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже у дошкольников.Чтобы любить Родину, писал академикД.С.Лихачёв,надо знать, за что её любить, надо знать её историю,знать героев и их великие подвиги. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для приемственности, духовной связи поколений,воспитания в каждом ребёнке патриота и гражданина.

В настоящий момент в дошкольной педагогике нет систематизированного опыта в области патриотического воспитания, обоснованного убедительными результатами: предыдущие десять лет ушли на преодоление стереотипов советского времени, когда понятие «патриотизм» и содержание воспитательных мероприятий определялись коммунистической идеологией советского государства. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Формирование отношения к родине начинается с детства, поэтому нравственно-патриотическое воспитание является на данном этапе одной из основных задач дошкольного образования.

Я считаю, что чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры на проспект. Детский сад, школа, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек. Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, уважительно относится к представителям других народов, их традициям и обычаям.

Все выше сказанное определило для меня актуальность и выбор темы: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

2. ЭТАПЫ РАБОТЫ

2.1.Значение нравственно-патриотического воспитания для гармоничного развития личности ребенка

Изучение выбранной темы я начала с подбора и анализа литературы.

«Патриотизм, - как сообщает Словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова, - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Содержание понятия патриотизма многогранно: это и любовь к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе родного края, людям, их труду, и чувство гордости за всенародные достижения в искусстве, спорте, труде, уважение к Российской Армии, милиции, чувство гордости за мужество и патриотизм российских воинов в Чечне, Афганистане и других экстремальных обстоятельствах военной службы, и стремление быть на них похожими, и ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранять, преумножать богатства своей Родины.

Значение патриотического воспитания в современной России подчеркнуто в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В. Запорожец.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств. Наш современник Д.С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стране человек похож на перекати-поле.

Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.

Огромное значение имеет формирование интереса у детей к явлениям общественной жизни, Российским традициям, праздникам (День города, День Победы, День Конституции и т.д.). Дети всегда должны быть участниками всех событий родного края. Это рождает прекрасные чувства к своей Родине. На примере ближнего природного и социального окружения дошкольники постепенно, знакомятся с окружающим миром, осознают свое место в нем, учатся ориентироваться в природной среде обитания.

Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей – работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых. Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми.

Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей формируется уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Наблюдая за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, дети понимают смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке труда людей – наградах и поощрениях.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади.

Таким образом, можно выделить основные ценностные ориентиры, формирующиеся в ходе нравственно – патриотического воспитания:

  • семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
  • историческое единство русского народа;
  • общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.

Можно сказать, что в целом формируется социальная компетентность ребенка.

2.2. Задачи нравственно-патриотического воспитания в детском саду

В существующей на данный момент методической литературе по патриотическому воспитанию, освещаются в основном лишь отдельные его стороны – нет системы, отражающей всю полноту данной проблемы. Видимо, это связанно с многогранностью содержания понятия патриотизма. Поэтому следующим этапом моей работы стало определение основных задач нравственно – патриотического воспитания в детском саду.

Основные задачи можно выделить следующие:

  • Приобщение дошкольников к духовно – нравственным традициям русского народа.
  • Формирование у детей чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию русского нарда.
  • Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
  • Воспитание толерантного отношения, уважения к представителям других народов, их традициям и обычаям.
  • Формирование элементарных знаний о правах человека.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д. – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

2.3.Создание предметно – развивающей среды

На следующем этапе работы для реализации нравственно – патриотического воспитания было необходимо создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей младшей группы.

Решено было создать уголок русской культуры в группе, уголок государственной символики; изготовить и приобрести пособия, художественную литературу, дидактические игры по нравственно – патриотическому воспитанию.

Уголок русской культуры включает:

  • художественную литературу;
  • народные игрушки;
  • народные музыкальные инструменты;
  • куклу в народном костюме;
  • произведения декоративно – прикладного искусства.

Уголок государственной деятельности включает:

  • символы России: герб, флаг;
  • наглядный материал: фотографии, открытки, репродукции картин русских художников и т.д.

Изготовлены следующие дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Дарю подарки», «Кто лишний», «Кто где живет?», «Найди флаг», «Выложи узор».

Для ознакомления с художественной литературой и развитию речи изготовлены наборы для театра на фланелеграфе к сказкам: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса и петух», «Репка», «Три поросенка».

2.4.Содержание, формы и методы патриотического воспитания в ДОУ

Программа нового поколения Л. А. Венгера «Развитие», по которой работает детский сад, не ставит патриотическое воспитание своей задачей, поэтому решено было внедрять его по возможности в следующие разделы программы:

1.«Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»;

2.«Развитие представлений об окружающем мире и о себе» (младшая и средняя группы);

3.«Игра».

Тематическое содержание нравственно – патриотического воспитания в каждой возрастной группе детей я разбила на следующие тематические блоки: 1 блок «Я такой», 2 блок «Моя семья», 3 блок «Мой город», 4 блок «Моя родина – Россия», 5 блок «Родная культура», 6 блок «Родная природа».

Такое тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Причем темы повторяются в каждой возрастной группе. Изменяются только их содержание, объем познавательного материала, сложность, а, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам.

1 блок «Я такой»

Цель: расширять область знаний ребенка о самом себе.

Задачи: помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, дать ему знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности; развить чувство радости существования.

2 блок «Моя семья»

Цель: расширять область социально – нравственных чувств и отношений детей.

Задачи: развивать умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию; обогащать представления дошкольников о людях и их взаимоотношениях; побуждать совершать положительные поступки, движимые мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.

3 блок «Мой город»

Цель: расширять область знаний детей о родном городе.

Задачи: формировать представления детей о родном городе, его особенностях, достопримечательностях; воспитывать чувство любви и гордости за свой город.

4 блок «Моя родина – Россия»

Цель: воспитывать чувство любви и сопричастности к своей стране.

Задачи: формировать у детей представление о родной стране, познакомить с символами России и родной республики, расширять знания о географическом положении России, о столице нашей родины Москве и ее достопримечательностях, помочь ребенку осознать принадлежность к своему государству.

5 блок «Родная природа»

Цель: расширять область знаний детей о природе родного края и страны в целом.

Задачи: познакомить с разнообразием растительного и животного мира родной страны; формировать знания детей об особенностях живого мира республики Хакасия, в сравнении с другими природными зонами России; развивать бережное гуманное отношение ко всему живому; воспитывать чувство любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма; желание сохранять и преумножать богатство родной республики.

6 блок «Родная культура»

Цель: приобщать детей к культурному наследию русского народа.

Задачи: знакомить детей с разными формами и видами искусства, с обычаями и традициями русского народа, воспитывать любовь к русскому языку, формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям русского народа.

Для ознакомления дошкольников с культурой русского народа были обозначены следующие приоритеты в отборе материала:

  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
  • Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черт русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомы детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  • Учитывая огромный потенциал русских народных игр, важно использование их в работе.

Работа по каждому тематическому блоку включает различные формы организации деятельности дошкольников: занятия, беседы, экскурсии, игры, конкурсы, праздники, развлечения, т.е. занятия и совместную деятельность.

Правильно подобранные методы и приемы педагогической деятельности, обеспечивают наиболее эффективную реализацию задач нравственно – патриотического воспитания. Наиболее эффективны:

  • беседы о родном городе, республике, природе и т.д.;
  • рассказы и объяснение воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей;
  • целевые прогулки и экскурсии по городу;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций, просмотр диафильмов, видеофильмов;
  • чтение художественных произведений, разучивание песен, стихов о Родине, народных пословиц, поговорок, прослушивание музыкальных произведений;
  • ознакомление с произведениями декоративно – прикладного искусства;
  • привлечение детей к посильному общественно – полезному труду.

2.5.Перспективное планирование

Основные знания, умения и навыки детей, характеризующие результативность усвоения материала

  1. Семья, город, республика, страна: ребёнок знает и называет своих ближайших родственников, домашний адрес, название города, республики, страны, столиц Республики Хакасия и России; называет и узнает по иллюстрации достопримечательности города и республики, основные достопримечательности Москвы, зеленые зоны и главные улицы родного города.
  2. Государственная символика: знает и узнает флаг, герб России и Хакасии, гимн России.
  3. Русская культура и традиции народа: называет государственные и народные праздники, знает основные традиции и обычаи их празднования; узнает и называет народные промыслы, костюм, предметы быта, обрядовую кухню, орудия труда русского народа; использует в речи малые фольклорные формы, узнает русскую народную музыку, знает русские народные песни, играет в русские народные игры.
  4. Природа родного края и страны: называет природные богатства республики Хакасия и России, знает и сравнивает природно-климатические зоны России, условия жизни в них, растения и животных этих зон.
  1. Вывод

Углубленно работая по теме «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», пришла к выводу, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения особенно актуальна в наши дни.

В настоящий момент в дошкольной педагогике нет систематизированного опыта в области патриотического воспитания, в существующей на данный момент методической литературе по патриотическому воспитанию, освещаются в основном лишь отельные его стороны – нет системы, отражающей всю полноту данной проблемы.

Значимость нравственно – патриотического воспитания очевидна, ведь оно способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважение к труду. Можно сказать, что в целом формируется социальная компетентность ребенка.

В дальнейшем планирую продолжить работу в области патриотического воспитания дошкольников через тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через приобщение в родной природе».

4. Работа с родителями

Родители должны быть непременными участниками работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателю и с детьми, и с родителями.

Эта работа особенно трудна в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы патриотизма и гражданственности не считаются важными, а порой вызывают недоумение.

Папка - передвижка

беседа

С родителями своей группы я регулярно провожу беседы, консультации, анкетирование, опросы. Оформляю папки – передвижки, помещаю наглядную информацию в уголке для родителей, привлекаю их к совместному участию в досугах, праздниках, конкурсах, выставках, акциях, днях открытых дверей. Ниже приведен перспективный план работы с родителями на текущий год.

Поэзия родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то…», «Здесь строится…», и т.д.

Формы и методы реализации

1. Формы реализации:

17.03.2016 17:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП