СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нравственно – патриотическое воспитание школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г. Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. На основе федерального документа были разработаны региональные. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. В программе Васильевой нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка дошкольного возраста. Основные задачи: формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, посёлку, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания. В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи. Задачи эстетического и нравственного воспитания. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни. Задачи физического воспитания. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно - патриотическим содержанием). Задачи трудового воспитания. Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному селу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству. Рекомендуемые методы работы. - Целевые прогулки и экскурсии. - Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей и т.д.). - Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей. - Беседы о родном селе. - Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений. - Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений. - Ознакомление с произведениями народного творчества. - Обогащение и стимулирование детского творчества. - Привлечение детей к посильному общественно – полезному труду. - Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах. - Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов: устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание. «Наследие» М.Ю. Новицкой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М. Д. Маханёвой; «Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой; «Маленькие россияне» под ред. Т.И. Оверчук. Мы взяли за основу программу нравственно – патриотического воспитания дошкольников «Маленькие россияне» под ред. Т.И. Оверчук. Формирование любви к Родине: в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности. Говоря о воспитании патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольников. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально – образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно и осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. « Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель.«Дело искусства – сохранять душу», - это слова нашего современника В. Распутина. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовывать его и духовный мир. Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стремлюсь использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараюсь раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Большие потенциальные возможности нравственно – патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Все народные песни, а также народные мелодии, используются в слушании и ритмической деятельности ребят. По средствам народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М.И Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своём творчестве. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди, окружающие его. Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. На музыкальных занятиях разучиваются песни маме, которые устойчиво вошли в детский репертуар. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздникам или развлечением. Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Дети с удовольствием разучивают песни этой тематики. Большое внимание уделяется теме Великой Победе. В этой теме совместно с воспитателями раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён. Совместное решение задач нравственно – патриотического воспитания привело к тому, что музыка прочно вошла в быт детей, з

Категория: ОБЖ
11.04.2016 10:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!