СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.04.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Нужна ли идеология современной молодежи?
Сейчас у большинства россиян существует весьма смутное представление о национальных ценностях и идеях. Сложным и до сих пор открытым является вопрос, нужна ли современной молодежи идеология. Сама молодежь активно стремится идеализировать себя, сбиваясь в группы, тусовки, изобретая субкультуры, пронизанные собственной, подчас совершенно безобидной, а иногда и откровенно деструктивной идеологией.
История советского детского общественного движения началась в далеком 1907 году. В XX веке, как в нашей стране, так и за рубежом, детские общественные организации играли важную, а порой, и ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Все представители старшего поколения были членами Всесоюзной пионерской организации, которая была ведущим транслятором политики государства в области воспитания в Советском Союзе в период с 1922 по 1993 годы.
После того, как пионерия прекратила свое существования, в стране стихийно возникали различные детские организации: скауты, пионеры, «Новая цивилизация», «Наши», «Молодая гвардия» и другие, но не одной из них не удалось занять ту нишу в воспитательном пространстве и приобрести то значение, которое было у пионерии.
В своей работе я хотела раскрыть вопросы касающиеся идеологии подрастающего поколения и ответить на вопрос а «Нужна ли современной молодежи идеология?».
В ходе исследования были изучены: два основных направления:
Первое - история возникновения детско-юношеского движения в советский период
И второе - появление и развитие детско-юношеских организаций в современной России.
Первым этапом появления детско-юношеских движений можно считать появление скаутского движения в россии.30 апреля 1909 года в городе Павловске под Санкт-Петербургом зажегся первый в России скаутский костер.
Принято считать, что у основания скаутского движения в России стояли три человека: служивший в лейб-гвардии поручик Олег Пантюхов, преподававший латинский язык в 1-й Петербургской гимназии Василий Янчевецкий (позднее ставший знаменитым писателем Василием Яном) и ротный офицер Александровского военного училища в Москве Григорий Захарченко. Каждый из них внес свою лепту в развитие русского скаутинга. Перу Олега Пантюхова принадлежит первый устав русской скаутской организации — Общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут». «Становясь разведчиком, вы проникнетесь духом, что делаете это не для забавы, но подготовляете себя для службы Отечеству». Эти слова можно считать общим девизом для всего дореволюционного русского скаутинга.
Второй этап развития молодежного движения - это создание весной 1917 года первых союзов рабочей молодежи. Они были созданы в Петрограде, Москве, Киеве, Екатеринбурге и других городах. Юные члены союза вступали в ряды отрядов рабочей милиции и боевые дружины, участвовали в охране заводов.
8 октября 1917 года состоялась Первая городская конференция союзов молодежи Москвы. 200 делегатов постановили создать массовую организацию пролетарского юношества – Московский союз рабочей молодежи «III Интернационал» – и утвердили ее устав.
29 октября 1918 года открылся I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи. 176 делегатов с решающим голосом представляли 22 100 членов союзов молодежи. Съезд принял решение назвать всероссийскую организацию Российским коммунистическим союзом молодежи (РКСМ). Во всем мире ее вскоре узнали по звонкому сокращенному названию «комсомол». Комсомол – это организация, которая годами формировала человека, его личностные качества. Именно здесь можно было приобрести первый опыт работы с людьми, именно здесь утверждались жизненные взгляды молодежи.
Параллельно с появлением комсомольской организации произошла трансформация скаутского движения. При поддержке Надежды Константиновны Крупской, была создана новая детская организация, с идеологическими, нужными власти принципами и установками. Кстати, название «пионеры» предложил один из руководителей скаутской организации скульптор Иннокентий Жуков, искавший замену вызывавшему недовольство у советской власти слову «скауты».
2 февраля 1922 года бюро ЦК Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ) приняло циркуляр о детских группах. Через два дня бюро Московского комитета (МК) комсомола утвердило решение о создании первых пробных групп рабочих детей. Как свидетельствует газета «Юношеская правда», первая детская коммунистическая группа возникла в феврале 1922 года при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне. В марте появился пионерский отряд в Сокольниках для детей железнодорожников и ряд других отрядов.
К 1 июня 1922 года в четырёх из шести районов Москвы действовало по одной, а в Краснопресненском – даже две группы юных пионеров. МК комсомола разработал «Временный устав организации детских групп «Юные пионеры» имени Спартака» (так называлась до 1924 года московская пионерская организация), в котором были определены задачи новой организации.
Наконец, 19 мая 1922 года II Всероссийская конференция комсомола постановила распространить опыт москвичей по всей стране. Этот день и считается днём рождения пионерской организации и в советское время отмечался в каждой школе, как большой праздник с обязательным приёмом в пионерские ряды новых обладателей красных галстуков.
18 июля 1924 года VI съезд РЛКСМ записал в своей резолюции «Об организационном строительстве деткомгрупп»: «…является возможным охват коммунистическим движением детей более младших возрастов, 8-11 лет, путем создания младшей ветви детского коммунистического движения». Так появились первые октябрятские движения. Так к 1925 году участием в детско-юношеских движениях, с едиными задачами и целями были охвачены все возрастные категории Советского Союза.
В 1993 году после того, как советская детско-юношеская организация прекратила свое существования, в стране стихийно возникали различные детские организации: скауты, пионеры, «Новая цивилизация», «Наши», «Молодая гвардия» и другие, но не одной из них не удалось занять ту нишу в воспитательном пространстве и приобрести то значение, которое было у советской организации. Причина – отсутствие поддержки деятельности этих организаций на государственном уровне. Сама молодежь активно стремилась идеализировать себя, сбиваясь в группы, тусовки, изобретая субкультуры, пронизанные собственной, подчас совершенно безобидной, а иногда и откровенно деструктивной идеологией. Но с 2015 года вопрос о создании новых детских общественных движений начал решаться на государственном уровне.
В 2015 году было принято решение о создании общероссийской организации, что отразилось в Указе Президента РФ от 29 октября 2015 г. «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Главные цели российского движения школьников – это содействие совершенствованию политики в вопросах воспитания школьников и формирование личности учащихся в соответствии с системой ценностей российского общества. РДШ развиваются по 4 направлениям личностное развитие; гражданская активность; военно-патриотическое направление; информационно-медийное направление.
29 июля 2016 года было создано всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». В целей заявлены: воспитание у молодёжи высокой гражданско-социальной активности, патриотизма, приверженности идеям интернационализма, противодействия идеологии экстремизма; изучение истории страны и военно-исторического наследия России, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» родины; развитие в молодёжной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе «присущей российскому обществу системы ценностей»; формирование положительной мотивации у молодых людей к прохождению военной службы и подготовке юношей к службе в Вооружённых силах Российской Федерации; укрепление физической закалки и физической выносливости; активное приобщение молодёжи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству.
20 апреля 2022 года школьница из Севастополя – 12-летняя Диана Красовская предложила Президенту России Владимиру Путину создать Движение, объединяющее всех детей страны. Свою идею она озвучила на заседании Наблюдательного Совета президентской платформы АНО «Россия – страна возможностей». Владимир Путин поддержал инициативу. 14 июля 2022 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодёжи». На первом заседании Координационного совета Движения председатель первого заместителя руководителя администрации президента Российской Федерации Сергей Кириенко отметил, что в России давно ждали организованного сообщества представителей новых поколений. «Его хотели и взрослые, которые еще помнят пионерию, и совсем юные, которые о пионерии знают немного, но имеют стремление к объединению в силу возраста и кипучей энергии», — отметил Сергей Кириенко.
Так как же ответить на вопрос о том, нужна ли молодежи идеология? Что делать, как растить поколения в стране, на каких принципах и традициях? Хочется, чтобы наша страна представляла собой мощную державу, со своими традициями, особенностями, менталитетом, культурными и нравственными ценностями, чтобы мы могли гордиться нашей молодежью, нашим старшим поколением, детьми и уровнем жизни. Чтобы нас воспринимали как пример, чтобы за нами гнались, чтобы наши умы работали на благо Отечества, чтобы дети впитывали с молоком матери чувство патриотизма, чтобы в стане с такой богатой историей, с таким опытом люди были терпимее друг другу и добрее, чтобы мы, наконец, слились в одно целое и сделали вместе нашу жизнь прекраснее. У нас много хороших традиций, много хороших примеров, большой потенциал, следует только понять свою значимость, воспитать, прежде всего, в себе чувство гражданской ответственности и попробовать не только брать от жизни, страны и природного богатства все, но и отдавать взамен. Сегодняшнее поколение молодежи – это те, кто через несколько лет будет управлять страной, творить дела государственные, поэтому государству сейчас и тем, кто им управляет, следует научить молодое поколение хорошему, показать достойный пример и сделать своим союзником. Чтобы реализовать все эти цели нужна действительно обоснованная, цельная и убедительная программа действий, чтобы молодежь могла в ней увидеть реальные перспективы развития страны в целом и каждого отдельного гражданина этой страны.
© 2023, Щеглинская Наталья Александровна 269