Речь – явление не только лингвистическое, но вместе с тем психологическое и эстетическое. Именно поэтому люди давно замечают хорошее и плохое в речи, давно делают попытки понять и объяснить, что в речи хорошо и что плохо.
Так, римляне выработали целую систему понятий, мнений и рекомендаций, оценивающих качества хорошей речи. Были выделены и описаны сами эти качества, а среди них такие, как ясность, чистота, уместность и др. По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи столь необходимы, что даже не нуждаются ни в каком обосновании. Однако эти необходимые качества речи недостаточны для того, чтобы оратор мог вызвать восхищение слушателей, для этого нужна красота речи1. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи – уместность2. Конечно, далеко не все мысли римских теоретиков красноречия и ораторов могут быть приняты нами: некоторые из них кажутся наивными, некоторые просто неверными. Но многое заслуживает внимания. И особенно поучителен сам исторический факт – попытка римских ораторов создать теорию качеств хорошей речи.
Возьмем другую историческую иллюстрацию. Известно, что почти все большие писатели нового времени (и русские, и западноевропейские) много размышляли о хорошей речи. Известно и то, что эти размышления всегда связывались с такими понятиями, как правильность языка, точность, логичность, выразительность, красота и т. п.
Учёные-филологи также не чужды поисков основных качеств хорошей речи; вспомним хотя бы известную в свое время очень неплохую работу В. И. Чернышова «Правильность и чистота русской речи». Название работы говорит само за себя.
Можно думать, таким образом, что наука должна найти достаточно строгие и обоснованные описания и определения главных качеств хорошей речи, таких как правильность, точность, богатство (разнообразие), чистота, выразительность, красота, уместность и др. Должна быть обоснована разумная, опирающаяся на анализ речевой практики общества типология качеств речи. Если бы это удалось сделать, тем самым была бы оказана заметная помощь школе, прессе и художественной литературе в их борьбе за совершенствование речевой культуры людей.
Эти заметки – всего лишь попытка наметить один из возможных путей, по которому можно было бы идти к пониманию качества русской речи. Каковы теоретические предпосылки решения этой проблемы?