СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификация, обобщения, анализа и др.). Одной из важнейших задач является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанных между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовать.
Мышление - высший познавательный процесс. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Логическое мышление - это решение задач, которое сначала и до конца осуществляется на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях. Назначение логического мышления состоит в том, чтобы содержание мысли обрело адекватную форму, и соответствовало сущности рассматриваемого объекта. По-иному под логическим мышлением понимается способность и умение ребенка самостоятельно производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., а также составные логические операции: построение, отрицание, доказательство. Определив сущность логического мышления можно выделить ряд операций этого процесса. Рассмотрим кратко сейчас только анализ, синтез и сравнение.
1. Анализ - это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств. Овладение анализом начинается умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Данные умения младшим школьникам даются с трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление ребенка должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета. Как правило, из бесконечного множества свойств какого-либо предмета первоклассники могут выделить всего лишь 2-3 по мере развития детей расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности. Это не исключает необходимости специально учить младших школьников видеть в предметах их явления и стороны, выделяя множество свойств.
2. Синтез - это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа. Синтез у младших школьников развивается от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны (чем глубже анализ, тем полнее синтез).
3. Сравнение - это способ познания посредством установления сходства или различия признаком объекта. Сходство — это наличие общего признака. Различие - это наличие отличительного признака. Сравнение помогает углублять и уточнять изученный материал, "открывать" в нем новые признаки. Сравнение у младших школьников идет от несистематического, ориентированного на внешние признаки, к плановому, систематическому. При сравнении знакомых предметов дети легче замечают сходство, а при сравнении новых - различие. У первоклассников сравнение подменяется рядоположением. Сначала они перечисляют все особенности одного предмета, потом другого. План для последовательного сравнения общих и различных свойств им составлять еще трудно. Процесс сравнения требует систематического и длительного обучения учащихся.
© 2022, Карташова Наталья Васильевна 171