СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Экранно-звуковые средства еще 10-12 лет назад использовались в школах большинством учителей. В специализированных кабинетах обязательно был кинопроектор, практиковались и киноклассы, в которых демонстрировались учебные фильмы по многим темам курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Было налажено производство учебных кинофильмов, создавались фильмотеки. За годы экономического кризиса устарела киноаппаратура (морально и технически), прекратили свое существование фильмотеки, фильмы, созданные когда-то, тоже устарели. Вместе с тем стала активно развиваться видеотехника. Она внесла много нового в творческую деятельность учителя, повлияла на его квалификацию, на формы изложения научной информации и ее обработку в классе. Видеозапись позволяет учителю педагогически более точно и гибко использовать заложенную в фильмах и передачах информацию.
Видеоматериалы помогают по-новому строить и решать такие трудные задачи, как повторение и обобщение изученного материала, контрольная проверка знаний, различные варианты творческих заданий. Видеозапись можно использовать и для самостоятельной работы с учащимися. С точки зрения педагогики включение видеоматериалов в процессе обучения и воспитания не вызывает особых трудностей, поскольку процесс просмотра близок к процессу прочтения текста, запись можно задержать с помощью стоп-кадра, повторить просмотр отдельного фрагмента или всей записи, сделать паузу для выполнения задания или записи в тетради и т. п. Видеотека создает возможность для вариативных групповых и индивидуальных заданий, выполняя которые учащиеся одновременно могут делать записи и читать учебник.
Можно выделить следующие основные пути познания в учебном процессе, которые определяет дидактика:
4. Видеоматериал сообщает учебную информацию через систему изображений образов, что обеспечивает усиленное эмоциональное воз действие на учащихся, открывает дополнительные варианты пополнения знаний, расширяет возможности воспитательного воздействия самого познавательного акта.
С помощью этих средств осуществляется переход учащихся от незнания к знанию через практическую деятельность. При реализации этого пути видеоматериал применим в качестве инструктивных материалов и наглядного источника объяснения внутренних явлений, происходящих в объектах учебно-практической деятельности.
Переход учащихся от незнания к знанию через речевую деятельность учителя и учащегося - наиболее распространенный и, пожалуй, один из самых древних путей познания в учебном процессе. Учитель, рассказывая что-либо учащимся, часто нуждается в опоре на конкретно-условные образы. Именно такие образы и предоставляет ему видеоматериал.
Главная особенность видеоматериала - явно выраженная направленность на активизацию учебной деятельности учащихся. В процессе обучения важно обеспечивать возникновение эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления.
Стимуляция познавательных интересов при помощи содержания учебного материала определяется, прежде всего, новизной содержания, вызывающей ориентированную реакцию учащихся. Эта точка зрения подтверждается данными психологии. Здесь решающую роль играет оперативность видеозаписи.
Еще одним мощным способом стимуляции познавательного интереса учащихся является организация самой познавательной деятельности, организация, рассчитанная на увеличение доли самостоятельной работы, разнообразных познавательных заданий, поиска, проблемного изложения учебного материала.
В этом отношении видеоматериал обладает уникальной возможностью воздействовать на познавательные интересы учащихся.
Огромное значение имеет умение учителя владеть средствами обучения и особенно видеотехникой. Речь идет не просто о включении в урок фрагмента фильма или о просмотре телепередачи, а об осмысленном и научно обоснованном использовании комплекса средств обучения.
Перед учителем возникают задачи глубокого освоения специфики видеоматериала, методики его монтажа, сочленения, умения извлечь из него максимум учебных и воспитательных факторов.
Включение в урок таких средств обучения требует от учителя знания и освоения принципиально новой стороны профессии педагога - режиссуры уроков.
Видеоматериал выступает часто в роли мотива, возбуждающего интерес к предстоящему изучению темы, курса, отдельного раздела темы.
Назначение такого видеосюжета или фильма - поставить цель, дать направление поискам, если необходимо - удивить. Это способствует формированию установки и позиции учащихся, приступающих к изучению новой темы. Встает проблема в подборе видеоматериала, способного создать эмоциональную площадку и вызвать обостренный интерес к теме, организовать учащихся, направить их внимание.
Принципиальный подход к видеоматериалу только как к иллюстративному пособию, как к приложению к слову учителя неверен. Опыт применения видеоматериалов в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» показал, что с этой функцией электронно-звуковые средства справляются успешно. Во время использования такого видеоматериала при объяснении темы создается весьма своеобразный союз видеофильма, учащихся и учителя. Задача учителя - помочь школьнику войти в мир видеофильма, затем выйти из этого мира.
При исследовании применения объяснительно-иллюстративного метода особо важное значение приобретают повторение и закрепление учебного материла. Успех учителю в этом случае может обеспечить точное определение места видеоматериала на уроках, построенных по этому методу.
Специфика видеоматериалов позволяет использовать их на уроке в различных ситуациях:
Таким образом, складывалась теоретическая схема системы, которая впоследствии подтвердилась, согласовавшись с современными методами обучения, в частности системой методов, определяемых в трудах М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера, опирающихся на исследование сущности познавательной деятельности учащихся.
© 2015, Вергун Сергей Николаевич 927