: «Специфика педагогического взаимодействия в массовой школе с детьми с ОВЗ в системе инклюзивного образования»

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

В школе учителя работают с детьми с ОВЗ по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Используются следующие методические приемы:

• поэтапное разъяснение заданий;

• последовательное выполнение заданий;

• повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

• обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

• пространственная близость к учащимся во время объяснения задания;

• чередование занятий и физкультурных пауз;

• предоставление дополнительного времени для завершения задания;

• предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

• работа на компьютерном тренажере;

• использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

• использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;

• дополнение печатных материалов видеоматериалами;

• обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;

• сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;

• сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;

• лепка;

• рисование;

• предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите небольшое сочинение; предоставьте устное сообщение по данной теме);

• обеспечение перемены видов деятельности (можно даже отвести ребенка в какое-нибудь тихое место);

• обеспечение копией конспекта других учащихся или записями учителя;

• печатными копиями заданий, написанных на доске; демонстрация уже выполненного задания;

• индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ;

• использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

• ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

• разрешение переделать задание, с которым ребенок не справился;

• оценка переделанных работ;

• использование системы оценок достижений учащихся.

Для детей с отклонениями период адаптации в группу нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов, кроме того, детские виды деятельности (сюжетно-ролевая, строительная игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически невозможно лидирование, признание. Большой проблемой является наличие внешних особенностей и дефектов (слюнотечение, ненормальное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат). Поэтому рекомендуется уделить достаточное внимание подготовке детей класса к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями.

Структура организации учебного процесса с "особыми детьми"

Организация пространства в инклюзивном классе:

• "особым" детям следует предоставлять наиболее удобные для них места для посадки;

• желательно сажать этих детей рядом со старательными и хорошо успевающими учениками или рядом с тем, кто является носителем положительной ролевой модели;

• избегать посадки с отвлекающими внимание предметами;

• необходима безопасная, свободная от препятствий среда и адекватное пространство для передвижения;

• не следует загромождать доску посторонними предметами;

• зона, где сидит "особый" ребенок, должна быть тихая и спокойная;

• организовать учебные места так, чтобы для учащихся было возможно работать и взаимодействовать на уроке в гибких группах.

Система правил для работы с детьми с ОВЗ:

• обязателен строгий распорядок дня и четкий режим;

• изучение расписания занятий;

• для наглядности расписания использование картинок, рисунков, знаков;

• прослеживание последовательности событий в течение дня;

• использование фотографий или карточек, отражающих школьную деятельность;

• своевременное сообщение об изменении распорядка дня детям и родителям;

• вовлечение ребенка в подготовку занятий;

• изготовление вместе с ребенком наглядного алгоритма действий.

Если "особому" ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей. Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому. Ошибкой является стремление все время помогать "особому" ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.

Индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ предполагает создание адаптированных учебных планов, индивидуально-ориентированных общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ, организацию занятий со специалистами коррекционно-педагогического профиля.

Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ОВЗ, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. ИОС служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению базового уровня образования.

Для детей-инвалидов и детей, не имеющих возможности посещать школу в силу ограничений здоровья, создана инклюзивная система общего образования с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Участники этой системы подключены к сети Интернет на основе технологий скоростного доступа, что позволяет вести онлайн-обучение.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе поощряйте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

Изменяйте режим урока — устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.

В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом СДВГ часто забывают его.

Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка — в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случае затруднений.

Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло — во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.

Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования.

Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим количеством вопросов.

Па определенном отрезке времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям наук.

Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе — воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ОВЗ

Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований:

• к организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;

• организации временного режима обучения;

• организации рабочего места ребенка с ОВЗ;

• техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и технологии);

• техническим средствам обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);

• специальным учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем и вариантом стандарта образования.

Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализацией процесса образования детей с ОВЗ. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

06.02.2019 16:37


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас