СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О роли литературы как предмета в современной школе и новых аспектах решения проблем литературного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное направление инноваций современной школы – развитие личности учащегося, в частности, развитие таких качеств, которые бы способствовали его безболезненной адаптации в социуме по окончании школы. Особую роль в этом процессе играют гуманитарные предметы, в особенности литература, которая, в отличие от других сфер общественного знания, является видом искусства – искусства слова. Следует подчеркнуть, что «искусство слова одновременно есть искусство познания жизни и человека, искусство мысли и общественной ориентации» (В.Р.Щербина). Поэтому литература выступает могучим источником обогащения интеллекта, формирования жизненных идеалов и целей человека. Она развивает речевую культуру новых поколений, универсально расширяя этим творческие способности личности во всех областях деятельности. В школе, таким образом, литература является не просто одним из предметов. Она представляет сферу общего духовного формирования личности, создает прочные предпосылки для наиболее успешного овладения другими областями знания.

Современные условия жизни требуют новых аспектов решения проблем литературного образования. При новом подходе предметом изучения литературы должно стать художественное произведение как эстетическая реальность в неразрывном единстве содержания и формы. Это ведет к изменению характера деятельности ученика и учителя на уроке, так как текст художественного произведения, осмысливаемый как эстетическая реальность, предполагает его творческое восприятие, процесс познания литературы в школе должен быть связан с активной творческой деятельностью самих учащихся.

Один из авторов «Теории учебной деятельности на основе развивающего обучения» В.В.Давыдов полагает, что генетически исходной и основной в обучении и воспитании является активная, предметная, чувственно-практическая деятельность человека. Изучение таких видов искусства, как музыки и живописи, опирается в школе на непосредственное участие ученика в творчестве: хоровое и сольное пение, рисование, ваяние и т.д. Чтобы включить детей в процесс художественного творчества на уроках литературы, нужно, по мнению В.В.Давыдова, дать почувствовать им материю искусства голосом, рукой, телом, внешностью, предметно.

Поэтому многие методисты, ратующие за внедрение в образовательный процесс деятельностных технологий (над этой проблемой работает и МОУ «СОШ №3 г.Надыма»), считают одним из важных условий эффективного изучения литературы как предмета творчески активный характер освоения явлений литературы. В частности, они выступают за развитие таких активных форм приобщения к искусству слова, как выразительное чтение, декламация, инсценировка и т.д.

Осмысление значения активных форм восприятия литературы как могучего фактора, вызывающего сопереживание, эмоциональный подъем, а также как фактора, способствующего становлению образного и аналитического мышления учащихся и формированию их личности, все прочнее утверждается в коллективном опыте передовых учителей. Это подтверждает и опыт надымских педагогов, участвующих в районном фестивальном движении «Театральная весна».

Категория: Литература
28.03.2015 21:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!