СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О журналах

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Общие рекомендации
  1. Классный журнал рассчитан на один учебный год. В образовательных учреждениях используются три вида классных журналов: для 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов. Журналы параллельных классов нумеруются литерами (5 «А» класс).
  2. Журналы хранятся в образовательном учреждении 5 лет, после чего из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода обучающихся данного класса. Сформированные за год дела (сброшюрованные) хранятся в образовательном учреждении не менее 25 лет[i].
  3. При распределении страниц журнала для текущего учета успеваемости и посещаемости по предметам следует руководствоваться примерными нормами:

1 час в неделю – 2 страницы,

2 часа в неделю – 4 страниц,

3 часа в неделю – 5 страниц,

4 часа в неделю – 7 страниц,

5 часов в неделю – 8 страниц,

6 часов в неделю – 9 страниц.

4. Номенклатура предметов в журнале и количество недельных часов на их освоение должны соответствовать перечню предметов учебного плана на текущий год, утвержденного директором образовательного учреждения и согласованного с окружным методическим центром.

  1. Названия предметов пишется со строчной (маленькой) буквы. Дата проведения урока указывается арабскими цифрами (09.12).
  2. Страницы «Показатели физической подготовленности обучающихся» заполняются учителем физкультуры.
  3. «Листок здоровья» заполняется медицинским работником образовательного учреждения.

«Замечания по ведению классного журнала» заполняются заместителем директора по УВР и директором общеобразовательного учреждения.

  1. В классном журнале записываются только предметы инвариантной части учебного плана (входящие в обязательную учебную нагрузку и стоящие в расписании первой половины дня). Факультативы, элективные курсы, индивидуальные занятия, проводимые во второй половине дня, записываются в отдельных журналах. Не рекомендуется записывать в классном журнале темы классных часов, занятий по ПДД и других занятий учебного плана (даже при внесении «без оплаты»).
  2. При проведении сдвоенных уроков делается запись даты и названия темы каждого урока.
  3. Отметки по письменным работам выставляются рядом в одну клеточку (не через дробь).
  4. Отметки за четверть, триместр, полугодие выставляются после записи о проведении последнего урока по данному предмету.
  5. Замена уроков должна осуществляться, как правило, учителем той же специальности[ii]. В этом случае учитель обязан записать содержание занятие в графе того урока, который он заменял. Справа делается отметка «замена» и подпись учителя, осуществившего замены. Если в силу объективных причин замена осуществляется путем проведения урока по другому предмету, то учитель записывает тему урока на своей странице, справа делает запись «замена урока на своей странице, справа делает запись «Замена урока истории» и подпись[iii].
  6. Журналы оформляются синими (фиолетовыми) чернилами[iv], без подчисток; запрещается использование штриха для замазывания неверных записей; исправление неправильно выставленных отметок осуществляется путем зачеркивания одной чертой предыдущей отметки и выставления рядом новой. При этом в конце данной страницы журнала делается соответствующая запись, например: «Отметка Иванову Петру за 09.12 исправлена на «4» (хорошо), далее – подпись учителя и печать учреждения. Не допускается использование записей карандашом.
  7. Фамилия и имя (полное) ученика записываются в алфавитном порядке.
  8. Запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся.

2. Содержание образования и система оценивания

результатов учебных достижений обучающихся в основной и средней школе

Классный журнал отражает реализацию индивидуальной образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения в соответствии с его статусом, утвержденным учебным планом. Номенклатура предметов должна соответствовать рекомендациям регионального базисного учебного плана, а также отражать статус образовательного учреждения в соответствии с Типовым положением и Уставом.

Количественные отметки за уровень освоения учебных программ выставляются в соответствии с закрепленной в Уставе образовательного учреждения балльной системой оценивания. Как правило, это «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо и «5» - отлично. Использование других, произвольных знаков в журналах («4-«, «3+» и тд.), если они не предусмотрены Уставом, не допускается. При выставлении отметок по итогам четверти необходимо руководствоваться следующими общими количественными нормами: не менее трех отметок в четверти и не менее пяти в полугодии. Критерии оценивания учитель вправе самостоятельно, с учетом требований стандарта образования, рекомендаций методических структур, но эти критерии должны быть сформулированы, открыты, известны обучающимся и их родителям (во избежание конфликтных ситуаций, источником которых часто является именно непонимание системы оценивания, чувство несправедливости).

3. Ответственность педагогических

и руководящих работников за ведение

классного журнала

Ведение классного журнала обязательно для каждого общеобразовательного учреждения (для каждого учителя, классного руководителя).

Директор общеобразовательного учреждения:

  • отвечает перед вышестоящими органами управления образованием за правильность оформления журналов, их сохранность;
  • обеспечивает необходимое количество классных журналов, их хранение, систематический контроль за правильностью их ведения;
  • Выполняет другие обязанности в соответствии с должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Заместитель директора по УВР:

  • Осуществляет непосредственное руководство системой работы в образовательном учреждении по ведению классных журналов и всех других видов используемых журналов;
  • Проводит инструктивные совещания по заполнению классных журналов обязательно перед началом учебного года и в течение года – необходимости;
  • Осуществляет систематический (не реже двух раз в четверть) контроль за правильностью оформления журналов в соответствии с планом ВШК, внося соответствующие записи на страницу замечаний, отмечает устранение выявленных нарушений;
  • Обеспечивает качественную замену уроков в случае отсутствие учителя;
  • Ведет журнал замены уроков, заполняет табель;
  • Выполняет другие обязанности в соответствии с должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Учитель:

  • Записывает дату (арабскими цифрами, например 30.09), тему каждого урока и домашнее задание (учитель записывает содержание задания и характер его выполнения, страницу, номера задач или упражнений); объем и степень сложности задания для обучающегося на каждый учебный день должны соответствовать в части среднего количества времени, необходимого на их выполнение, требованиям СанПиН для возрастной группы);
  • Регулярно отражает в журнале результаты проверок знаний обучающихся, в том числе проведенных в форме лабораторных, контрольных, самостоятельных работ – в соответствии с требованиями программы;
  • Выставляет отметки по итогам четверти, полугодия, года после проведения последнего урока в отчетном периоде;
  • Отмечает посещаемость обучающихся на каждом своем уроке (в случае отсутствия ученика ставиться «н»);
  • Выполняет другие обязанности в соответствии с должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Классный руководитель:

  • Оформляет журнал на начало учебного года (номенклатура предметов, списки учащихся, ФИО преподавателей (полностью) общие сведения об обучающемся, сведения о количестве уроков, пропущенных обучающимися, сведения об участии обучающихся в кружках, факультативных занятиях и других дополнительных занятиях);
  • В конце каждой четверти вносит итоговые отметки в сводную ведомость, в конце учебного года оформляет последние страницы журнала с итоговыми отметками учебного года («переведен в следующий класс», «допущен к итоговой аттестации», «выдан аттестат…» и т.д.), проверив наличие всех итоговых отметок по всем предметам и оформление всех записей, сдает журнал на проверку и хранение заместителю директора образовательного учреждения (директору);
  • В течение года фиксирует все изменения в списочном составе обучающихся (прибытие, выбытие, перевод на надомное обучение и др.) на основании приказа по образовательному учреждению (например, Петров Андрей выбыл 09.10.2005, приказ №19 от 09.10.2005);
  • Собирает и хранит в течение года медицинские справки;
  • Несет ответственность за состояние классного журнала, следит за своевременностью его заполнения учителями-предметниками;
  • Выполняет другие обязанности в соответствии с должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.
  1. Памятка заместителю директора по УВР

по организации контроля ведения классных журналов

Классный журнал является наиболее информативным документом, по которому можно определить уровень обучения, состояние преподавания, сформированность организационной культуры образовательного учреждения, профессиональную квалификацию педагогического состава и эффективность управления. Классный журнал может дать сведения о психологическом микроклимате в коллективе, заботе обучающихся, организации работы по профилактике неуспешности в обучении, финансовой дисциплине и многое другое. Поэтому так важна четкая, системная организация работы с классным журналом в образовательном учреждении.

  • Предметом контроля со стороны заместителя директора при проверке журналов могут быть следующие аспекты:
  • своевременность и правильность внесения записей в журнал;
  • объективность выставления текущих и итоговых отметок;
  • система проверки и оценки знаний, регулярность опроса, разнообразие форм проверки знаний, накопляемость отметок;
  • выполнение норм контрольных, самостоятельных, лабораторных работ; организация тематического контроля знаний обучающихся;
  • дозировка домашних заданий (рекомендуется провести срез одного учебного дня);
  • выполнение программы (соответствие учебному плану, тематическому планированию);
  • правильность оформления замены уроков;
  • разнообразие форм проведения уроков;
  • подготовка к итоговой аттестации, организация повторения материала;
  • особенности проведения сдвоенных уроков;
  • освоение программ интегрированных курсов;
  • организация работы над ошибками;
  • организация работы с разными категориями обучающихся, профилактика неуспешности в обучении;
  • посещаемость уроков и др.;
  • организация административного контроля ведения школьной документации, его эффективность.

Рекомендуется проверять классные журналы не реже 1 раза в месяц (контроль за прохождением тем, выполнением программы может быть возложен на руководителей методических объединений).

  1. Предметы вариативной части учебного плана
    • Часы школьного компонента, не использованные для расширения инвариантной части учебного плана, могут использоваться дифференцированно в вариативной части:
      • Дополнительно на финансирование деления на группы при преподавании отдельных предметов в классах с наполняемостью ниже нормативной (25чел.);
      • На ведение курсов по выбору (для профильного обучения используется термин элективные курсы);
      • На индивидуальные и групповые занятия, в том числе факультативы;
      • На занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности;
      • На увеличение двигательной активности обучающихся.
  1. При этом ведение курсов по выбору (элективных курсов) предполагает обязательный выбор обучающимися определенного количества курсов из списка предложенных; если курс ведется во второй половине дня, его проведение регламентируется отдельным расписанием, он оформляется в отдельном журнале. Отметки выставляются по итогам четверти, триместра, года и переносятся в сводную ведомость классного журнала. Возможны как балльное оценивание, так и система «зачтено/незачтено». Введение курса в учебный план осуществляется, если есть утвержденная или рекомендованная программа[v] (как правило, МИОО), для всех обучающихся есть соответствующие УМК (из числа рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки) и подготовительные кадры.
  2. Факультативные курсы предназначены для углубления и расширения общеобразовательных знаний, для развития разносторонних интересов и способностей обучающихся – не предполагают выставление отметки, являются дополнительными занятиями по желанию обучающихся. Но и для их ведения необходимы утвержденная программа (не менее 34-35 ч.), согласованное тематическое планирование. Наполняемость групп определяется спецификой условий образовательного учреждения, но рекомендуется не менее 10 человек. «Группы для изучения факультативов, как правило, комплектуются из учащихся параллельных классов. Занятия по факультативам, не связанным с предметами, входящими в учебный план, могут проводиться с учащимися различных классов. При наличии соответствующих условий могут создаваться группы из учащихся двух или нескольких школ (межшкольные факультативы)», «Зачисление обучающихся в группу по изучению факультативного курса производиться учителем, ведущим данный факультатив, с учетом мнения классного руководителя и утверждается приказом директора по школе не позднее 10 сентября». Этот же порядок зачисления можно рекомендовать для элективных курсов.

В аттестате указывается название изученного факультативного курса без выставления отметки.

[ii] См. Письмо Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений от 30 апреля 1968 г. № 135-М/228 «О порядке оплаты временного замещения отсутствующих учителей».

[iii] В журнале учета пропущенных уроков зам. директора, ведущий табель, регулярно отмечает замену.

[iv] Эстетически привлекательнее выглядит заполнение журнала по всем предметам в одной цветовой гамме.

[v] Рабочая учебная программа, имеющая гриф «Допущено» или «Рекомендовано», измененная образовательным учреждением более чем на 25%, подлежит согласованию с МИОО (См.: Закон об общем образовании г. Москвы, ст. 3.2).

Категория: Завучу
20.04.2015 17:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!