СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обязательный английский или как настроится на результат?

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ИЛИ

КАК НАСТРОИТЬСЯ НА РЕЗУЛЬТАТ?

Среди нововведений, которые произошли в российской системе образования, больше страхов, тревог и негодования вызывает обязательный с 2022 года ЕГЭ по английскому языку. Английский язык становится все более универсальным среди иностранных языков, на нем, согласно проведенным исследованиям Британского Совета, будет говорить половина населения мира уже к 2050 году [1]. Учителя встревожены, родители сетуют, ученики растеряны… Многим из них до сих пор не понятно, почему одобренная правительством Российской Федерации Стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития страны. Возмущения и непрекращающиеся дискуссии на просторах Интернета и в социальных сетях только нагнетают обстановку и наводят панику на будущих выпускников. А между тем время идет…

Несомненно, что ЕГЭ по иностранному языку потребует объединения всеобщих усилий, уже сегодня эксперты признают, что проблема лежит не в самом экзамене, а в учителе, который не готов психологически признать данный факт и начать работать над собой. Что нужно делать учителю, не знающего механизмов сдачи ЕГЭ, у которого отсутствует опыта работы в подготовке учащихся? Ответ очевиден – начать работать над самообразованием уже сейчас. Необходимость самосовершенствования должна стать ежедневной потребностью. Курсы повышения квалификации учителей является неотъемлемой частью деятельности учителя. В последние годы возобновилась практика выездных семинаров преподавателей дагестанского института развития образования в районы республики, в которых участвуют и школьные учителя, готовые поделиться своим опытом. Усилия учителей, которые регулярно консультируют коллег, конечно, приносят свои плоды. В качестве позитивного примера можно привести регулярные методические семинары, проводимые членами республиканской Ассоциации учителей иностранных языков.

Следующая проблема, на которую необходимо обратить особое внимание, это чрезмерная нагрузка учителей ввиду отсутствия специалистов. В настоящее время в республике насчитывается свыше двухсот вакантных мест на должность учителя английского языка. Это не потому, что специалистов совсем нет, они есть, но предпочитают работать в сфере репетиторских услуг, а если даже идут в школу, то рассматривают ее не иначе как «временное пристанище», пока не найдут место с более высокой зарплатой. Для эффективной сдачи ЕГЭ правительству необходимо позаботиться, чтобы в каждой школе был высококвалифицированный специалист по этой дисциплине, проводя грамотную кадровую политику и предлагая социальные гарантии учителям. В настоящем году правительством республики принято постановление, согласно которому учителя, выезжающие на работу в сельскую местность, будут получать надбавку к зарплате, однако по факту желающих оставить город и переехать в село оказалось немного, несмотря на то, что районы готовы обеспечить жильем и предоставить разовую финансовую помощь при обустройстве.

Немаловажным в изучении иностранного языка является мотивация учащихся. Недостаточное развитие языковых способностей, пробелы в знаниях, эмоциональное переживание, которое приводит к перенапряжению организма, - все это неблагополучно сказывается на мотивационную сферу учащихся. Задача учителя: с помощью верных методик и технологий проводить качественные уроки, развивать интерес учащихся и показать, как знания иностранного языка могут пригодиться в их дальнейшей жизни. Решит эту проблему системная работа учителя не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Поэтому администрация школ при распределении часов внеурочной деятельности обязательно должна предусматривать часы на ведение кружка английского языка. Обучать новым интерактивным методам и приемам призвана республиканская ассоциация интерактивного образования, члены которой в рамках проекта «Электронная школа – школа будущего» делятся опытом работы в режиме трансляции онлайн-уроков.

Еще одним важным аспектом в эффективном обучении иностранного языка в школе является грамотно организованная работа школьного методического объединения, результатом которой должно стать формирование нового типа учителя согласно профессиональному стандарту педагога, утвержденному приказом Минтруда России в 2013 году. Роль методического объединения в повышении профессиональной компетентности педагогов можно выразить следующими словами: для молодых специалистов – возможность делать по образцу; для опытных учителей – анализ педагогической деятельности; для администрации – перспектива для размышлений. Необходимо ежегодно разрабатывать план работы методического объединения по подготовке к ЕГЭ, в реализации которого помимо учителя-предметника должны принимать участие классный руководитель, родители и школьный психолог. Корреляция результатов методической работы с результатами ЕГЭ является одним из показателей оценки качества управленческой деятельности.

Цель обучения иностранному языку согласно ФГОС это развитие иноязычной коммуникативной компетенции, оценить уровень сформированности которого и призван госэкзамен. По структуре ЕГЭ очень похож на международные экзамены TOEFL, PET и соответствует трем уровням владения иностранным языком - А2, В1 и В2. Содержание и структуру экзамена ежегодно публикуют на сайте ФИПИ в следующих документах: спецификации, кодификаторе и демоверсии, которые необходимо изучить каждому учителю. Все тексты экзамена являются аутентичными и проходят три этапа содержательной экспертизы, которая всегда проводится носителем языка. Экзамен проверяет уровень компетенции учеников во всех видах речевой деятельности, дополнительно проверяются лексико-грамматические навыки. Процедура проведения экзамена строго регламентирует временные рамки выполнения письменной части экзамена и устных ответов учащихся.

К сожалению, ежегодный анализ выполнения ЕГЭ на сайте ФИПИ, типичные ошибки, повторяющиеся из года в год, мнение общественности, а также увеличивающий спрос на приобретение различных пособий демонстрируют неверное понимание подготовки к экзамену, который сводится к бесконечному выполнению заданий, очень часто без последующего анализа ошибок и путей их устранения. В распоряжении учителя на сегодняшний день помимо традиционных учебно-методических комплексов есть целый арсенал различных пособий, онлайн тренажеров, обучающих компьютерных программ. На официальном сайте ФИПИ можно найти открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий. Однако основой подготовки к ЕГЭ по иностранному языку остается изучение самого языка, которого невозможно выучить за один день. Начинать подготовку нужно не позднее, чем за два года до сдачи экзамена, а лучше, если учитель будет строить повседневные уроки с учетом экзаменационных заданий, проводить корреляцию между ними и заданиями в учебнике. Учителю следует помнить, что невозможно учить только одним навыкам и умениям - они связаны между собой, поэтому необходим комплексный подход к их отработке. Важно научить учащихся осмысленному взаимодействию на иностранном языке друг с другом. Культурные, метапредметные задачи возникают на следующем этапе. Рекомендуется предлагать учащимся роли экспертов с целью осмысленного оценивания заданий согласно установленным критериям.

Наличие системы мониторинга качества преподавания иностранного языка на различном уровне (школьном, муниципальном, региональном) позволяет не только оценить текущее состояние, но и вносить коррективы в деятельность и систему управления школой с целью повышения эффективности образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами. Зачастую, как показывает анализ административных контрольных работ по английскому языку, некоторые учителя осуществляют контроль с ориентиром на «свои знания», а не на требования образовательного стандарта, составляют авторские контрольные работы, которые, по сути, упрощены, чем те, что предлагают авторы УМК. Отсутствие единых требований у отдельных учителей по оцениванию знаний учащихся только усугубляет положение, ведь ожидаемая «традиционная» отметка учеником и его родителями может на экзамене не оправдаться. Поэтому администрации необходимо контролировать соблюдение учителями единых требований по оцениванию учащихся, проводя диагностический, промежуточный и итоговый контроль согласно требованиям Стандарта.

Так или иначе, но совсем скоро придет время, когда учебный предмет «иностранный язык» будет влиять на выдачу аттестата. В образовательных учреждениях, реализующих программы базового уровня обучения английскому языку, подготовка к ЕГЭ на уроках предполагает обеспечение готовности к выполнению заданий базового уровня. Учителям нужно настроиться на работу, и, если подготовить учащихся на высокие баллы мы не сможем, на минимальный порог мы обязаны. Надеемся, что слова председателя Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам Марии Вербицкой, сказанные в интервью радио «Свобода» еще в 2014 году: «Я думаю, теперь также найдутся силы и средства, потому что опыт показывает: если мы что-то выносим на контроль, этому начинают обучать» оправдаются [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. David Graddol. The Future of English? / The British Council, 2000.https://www.teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files/pub_learning-elt-future.pdf

2. Школьный английский. Видеоматериал сайта радио «Свобода».https://www.svoboda.org/a/26666281.html

06.04.2019 14:52


© 2019 476

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!