СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обновление содержания образовательной деятельности с учетом реализации регионального компонента

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в российской системе образования проходят реформы. Основная задача – обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи, явилось введение государственного стандарта общего образования, который направлен на создание единого образовательного пространства, не только в географическом, но и в социально-культурном смысле, а также на обеспечение равных возможностей получения полноценного общего образования в любых образовательных учреждениях, т.е. государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в пределах, определяемых государственным стандартом.

Основой реализации стандарта образования является учебный план образовательного учреждения, в структуре которого выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения. В современных учебных планах школ разных профилей и направлений значительное место отводится для регионального компонента образования. И это хорошо, так как на большой по географической протяженности, богатой в этническом отношении и разнообразной по природным условиям жизни и хозяйственной деятельности человека территории немало возможностей применения знаний сообразно с регионом проживания. Одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего.

Регионализация – одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране. Впервые региональный компонент образования появился в экспериментальном варианте базисного учебного плана в 1989 году и включал в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными, региональными и местными социально-культурными факторами. Региональный компонент, должен быть согласован с требованиями федерального компонента, и выполняться в развитие федерального компонента, не заслоняя собой инвариантной части базисного плана, не замыкаясь в узкие рамки региона.

Хабаровский край – региональное образование со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социокультурными и историческими особенностями. Региональный компонент содержания общего образования призван отражать региональное образовательное пространство Хабаровского края. Он дает образовательным учреждениям возможность определять содержание компонента образовательного учреждения и тем самым выражать их специфику и направленность. Региональный компонент – часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех образовательных учреждений Хабаровского края.

В практической деятельности по введению регионального компонента государственного стандарта общего образования наши учителя руководствуются следующей нормативно-правовой базой:

  • концепцией регионального компонента государственного стандарта общего образования Хабаровского края,
  • региональным компонентом государственного стандарта общего образования по учебным предметам, разработанным в соответствии с общей концепцией;
  • базисным учебным планом, учебно-методическими комплексами (учебные программы, учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы).

Региональный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

Региональный компонент по учебному предмету включает:

  • цели изучения регионального компонента (материала) в учебном предмете;
  • обязательный минимум содержания регионального компонента (материала), в основных образовательных программах, по учебному предмету; который представлен в форме набора предметных тем регионального содержания, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях образования;
  • требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету – установленные результаты освоения выпускниками обязательного минимума регионального компонента государственного стандарта общего образования Хабаровского края.

Цели регионального компонента государственного стандарта общего образования Хабаровского края:

  • обеспечение права каждого учащегося на получение знаний о природе, истории, экономике и культуре Хабаровского края;
  • формирование личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;
  • формирование деятельностной личности, обладающей познавательными, коммуникативными, нравственными качествами, а также формирование трудовой, эстетической и физической культуры личности современного школьника;
  • расширение, углубление и конкретизация знаний, предусмотренных федеральным компонентом;
  • повышение статуса образования как фактора развития региона.

Не случайно, в концепции основными требованиями, предъявляемые к региональному компоненту являются:

Главные принципы реализации регионального компонента содержания образования:

Принцип региональности – ориентация на учет особенностей Хабаровского края в учебно – воспитательном процессе.

Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.

Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашего края.

Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным предметам в единое целое с учетом задач и потребностей региона.

Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и особую остроту экологической ситуации в Хабаровском крае, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края.

Способы реализации регионального компонента государственного стандарта общего образования в нашем крае: органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков, углубленное изучение регионального содержания через специальные учебные курсы, дополнительные образовательные модули, элективные курсы за счет часов вариативной части базисного учебного плана.

В нашей школе краеведческий материал реализуется через:

1. Уроки с региональным содержанием. В основные образовательные программы по предметам включены темы регионального содержания. На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени на уроках истории, географии, биологии, литературы. Во 2-3-х классах введен предмет «Дальневосточная литература». Использование краеведческого материала должно носить систематичный, целенаправленный характер. Только так спланированная работа будет приносить плоды.

2. В рамках внеурочной деятельности. Так, для учащихся начальной школы разработаны и апробируются курсы: для 3-го класса – “Знатоки родного края” (учитель Фёдорова А.С.); для 4-5-х классов – “Творческая мастерская” (учитель Шаповалов В.А.); для 7-8-х классов – курс “Краевед” (учитель Новикова Л.А.).

3. Научно – исследовательскую работу учащихся. Старшеклассники представляют свои исследовательские работы на научно-практических конференциях различного уровня (городских, краевых) в секции “Краеведение”. Ученические (индивидуальные и групповые) проекты могут быть реализованы в рамках регионального компонента обучения. Учащиеся представляют или защищают результаты своей проектной деятельности в виде плакатов, исследовательских работ.

4. Деятельность школьной музейной комнаты – также одна из форм реализации регионального компонента. Очень интересные беседы проводит Е.В. Миндиярова. На таких беседах учащиеся узнают о героях-земляках нашего села, историческом прошлом нашего района, о названиях улиц нашего села, знакомятся с экспонатами музея. Обычно ребята с огромным интересом воспринимают такую информацию. Они узнают не только о временах военных лет, но и о недавних событиях. Такая работа способствует воспитанию любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Условием успешной реализации регионального компонента образования является его кадровое и научно-методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования.

Таким образом, реализация национально-регионального компонента в школьной практике обуславливает особые требования к деятельности преподавателя. Учитель должен выступать не только как носитель и передатчик этно-национальной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как широко мыслящий, образованный наставник, способный определить место этнической культуры в общемировой поликультурной системе, как посредник между различными культурами. Педагогу необходимо, в первую очередь, самому осознать, что реализация принципа национального в образовании и воспитании в контексте интернационального призвана создавать условия для формирования национального самосознания параллельно с усвоением соответствующих социальных и нравственных норм поведения: «Я - россиянин», «Я живу в содружестве народов России», «Я – гражданин мира».

Категория: Завучу
15.06.2019 02:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!