СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по изучению краеведения Курского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особую роль в воспитательном процессе наших школьников играет краеведение, особенно в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Наш Курский край, который является малой родиной для большинства учеников, особенно располагает к любованию, созерцанию и раздумью. Это о нашей земле сказал поэт Н.Асеев:

И горжусь я и веселюсь

Пусть и в сердце старостью ранен,

Что сильна моя новая Русь

И что я её сын – курянин!

Любовь к Родине конкретна. Город Курск имеет богатейшую культурно-образовательную среду, в которой представлено тесное взаимодействие природных, исторических, социально-экономических, культурных, национальных и религиозных факторов. Культурное и природное наследие составляет здесь единый, взаимосвязанный комплекс. Особенность историко-культурного наследия Курского края заключается и в том, что оно не может быть рассмотрено только в региональном контексте, поскольку многие памятники нашей родной земли являются объектами всероссийского и мирового культурного наследия. Освоение собственной культурно-исторической традиции даст возможность ребенку на равных войти в мировое культурное пространство, сделать возможным диалог культур.

Краеведение – мощное средство для осуществления связи школы с жизнью. Занимаясь краеведением, учащиеся имеют возможность познакомиться с местными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями еще до окончания школы. Большую связь школьное краеведение имеет и с охраной природы, поскольку оно позволяет учащимся активно включиться в работу по ее охране и преобразованию. Изучение своей местности помогает развивать самостоятельность школьников, открывает возможность активного включения в поисково-исследовательскую деятельность.

Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного края, легче понять географию и историю всей нашей огромной страны. Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения, приобретаемые в школе, с окружающей жизнью.

На протяжении трёх лет я пыталась постепенно приучать детей к изучению краеведческого материала, стараясь разнообразить его. При этом учащиеся создавали собственные проекты, в которых исследовали свой посёлок, район, а позднее и весь Курский край.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

В первом классе мы подготовили и провели внеклассное мероприятие «Край, в котором мы живём», где ребята познакомились с историей Курского края, его природой, гербами уездных городов, ещё раз вспомнили интересные места города Курска, а самое главное - запомнили 7 чудес курской земли. Именно здесь первоклассники защитили свои первые проекты «Родной посёлок». Также учащиеся вместе с родителями подготовили альбомы «Знаменитые куряне» и «Достопримечательности Курского края». На карте флажками были отмечены 7 чудес курской земли.

Во втором классе начатую работу продолжили. Но теперь учащимся было предложено включить элементы краеведения в математические исследовательские проекты «Узоры и орнаменты». Защита работ проходила на внеклассном мероприятии «Математика вокруг нас». В игровой форме учащиеся совершили небольшое путешествие, при этом нужно было постоянно выполнять те или иные задания, связанные с элементами краеведения. Очень интересный проект подготовил Новиков Даниил. Он рассказал о узорах и орнаментах, которые использовали в быту пробабушка и бабушка. При этом показал интереснейшие фотографии изделий, выполненных их руками.

В третьем классе мы решили познакомиться с творчеством курских писателей. За материалом обратились в Курскую областную научную библиотеку имени Н. Н. Асеева, которая составила литературную карту Курского края. На ней отмечены места, тесно связанные с жизнью и творчеством поэтов и писателей, сердца которых навечно отданы нам, курянам… Мною была подготовлена презентация, а ребята выучили стихи и отрывки из произведений знаменитых земляков. Опять на карте появились красные флажки. Родители подготовили небольшой альбом с портретами курских писателей и поэтов.

Работа заинтересовала не только учащихся, но и учителей. Было предложено провести неделю начальных классов именно на основе краеведческого материала. Интересно и познавательно! В этом учебном году обязательно это сделаем. Тогда и продолжу знакомить читателя с тем, что вышло. А пока в моих файлах вы можете найти разработки и презентации, о которых шла речь.

25.07.2015 00:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!