Защита образовательной программы «Художественное выпиливание и выжигание»
Система дополнительного образования становится важным компонентом разностороннего развития личности ребенка, фактором социальной педагогической защиты.
Образовательная программа «Художественное выпиливание и выжигание» рассчитана на 3 года обучения. Для детей 8 -15 лет.
Программа разработана на основе авторской программы педагога дополнительного образования Н. Колгашкиной г. Москвы с учетом: особенности учреждения; уровня подготовки детей; интересов детей и их возрастных особенностей.
Целью программы является развитие индивидуальности каждого ребенка посредством приобщения ребенка к художественному выпиливанию и формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических работ; формирование творческой личности, социального и профессионального самоопределения.
Каждому ребенку в объединении дается возможность попробовать свои силы в работе с древесиной. Программа позволяет создать такую ситуацию, когда ребята чувствуют себя исследователями, открывателями. Это чувство рождает и укрепляет интерес к занятиям и собственному труду, расширяется их кругозор, воспитывается интерес к творчеству к чувству прекрасного.
Опыт нескольких лет работы показал, что выпиливание из фанеры востребовано детьми. Это очень увлекательное занятие, которое дает возможность раскрыть свои творческие способности, пережить ситуацию успеха.
В процессе освоения данной образовательной программы у детей формируются личностные качества, необходимые в любом виде деятельности: конструктивное мышление, сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность. Дети приобретают навыки ручного труда, знакомятся с инструментами и материалами, овладевают навыками работы с ними, узнают технологию изготовления изделий.
Занятия по выпиливанию позволяют существенно влиять на трудовое воспитание, рационально использовать свободное время детей. В моем кружке занимаются в основном мальчики и для меня и родителей моих воспитанников важно то что они не проводят свое время бесцельно, а проводят его с пользой. Опыт работы и общения в разновозрастном коллективе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств. Дети получают возможность реализовать продукт своей деятельности, оценить его значимость в социуме. Это могут быть подарки для друзей и близких, предметы интерьера в доме, сделанные своими руками и многое другое. У детей формируется способность видеть красоту природного материала, более эмоционально, «сердечно» воспринимать природу, бережно к ней относиться, чувствовать себя ее частицей.
Нельзя сказать определенно, что на занятиях закладываются основы будущей профессии детей (хотя и это возможно), но точно можно говорить о том, что многие черты характера, воспитанные в процессе занятий, помогут в дальнейшем в любой трудовой деятельности.
Программой предусмотрено, чтобы все занятия строились так, чтобы на каждом из них воспитанники занимались производительным трудом. Но нужен и не любой производительный труд, а осмысленный, творческий. Поэтому практической деятельности предшествует актуализация имеющихся у учащихся знаний, сообщение новых, решение творческих задач, связанных с конструированием и разработкой технологии изготовления объекта труда.
Перечисленные требования и приводят к тому, что занятие в кружке включает в себя обычно следующие этапы: организационный момент, повторение, обобщение и систематизация ранее изученного материала, инструктажа по технике безопасности, решение творческих задач, практическая работа, подведение итогов.
Для повышения мотивации воспитанников к образовательному процессу, результат которого скажется не сразу, необходимо подводит итоги каждого занятия, давая оценку творчеству детей. На протяжении всего обучения по программе, проводится мониторинг знаний, умений и навыков, отслеживаются результативность, достижения и успехи каждого воспитанника. Проводится входная, промежуточная, итоговая аттестация, учитываются результаты в выставках. После успешного окончания первого, второго и третьего года обучения по образовательной программе присваиваются звания соответственно «Подмастерье», «Мастеровой», «Мастер» и вручается диплом.
Стимулировать творческую активность детей помогают выставки декоративно – прикладного творчества, которые позволяют оценить профессиональный рост обучающихся.
В результате освоения образовательной программы «Художественное выпиливание и выжигание» воспитанники будут знать: способы ручной обработки древесины; технологию изготовления объемных изделий; правила охраны труда и противопожарной безопасности; названия и назначения инструментов для пиления (лобзик, ножовка, двуручная пила, лучковая пила), порядок и последовательность выпиливания объемных изделий; способы соединения и последовательность сборки объемных изделий.
Владеть: умениями и навыками работы с инструментами, умениями и навыками обработки, сборки и склеивания частей модели изделия.
Уметь: Самостоятельно: вносить изменения в конструкцию, распределять работу по этапам при изготовлении объемных изделий, производить сборку деталей при помощи клея, экономно расходовать материал, правильно подбирать материал для работы и выбирать технологическую последовательность; самостоятельно работать над изделием от начала, до конца учитывая все традиционные методы и приемы выпиливания; пользоваться навыками исследовательской деятельности.
Для успешной реализации программы нужна необходимая материально – техническая база. Для этого имеется кабинет, инструменты и приспособления для выпиливания, выжигания и росписи по дереву, учебная литература для воспитанников и педагога.
Результатом реализации моей программы является участие воспитанников в различных выставках конкурсов районного и республиканского уровней.
Выпиливание из фанеры лобзиком даёт неограниченные возможности для творчества, а наблюдательность и фантазия позволяет найти интересные темы для исполнения.