СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа кружка:«Творческая мастерская».
Составил:Милюсин Владимир Сергеевич учитель технологии МОУ «Оболенская СОШ»
Предлагаемая программа направлена:
Новизна и актуальность
Новизна программы состоит в том, что она основывается не на каком-либо одном виде обработки древесины, а направлена на комплексное изучение различных техник и технологий: начиная от простейших, таких как выпиливание, до изготовления сложных деталей изделий на токарном станке по дереву. При этом, осваивая принципы изготовления крупных изделий, учащийся имеет возможность одновременно отрабатывать навыки и технологии, применяемые при изготовлении миниатюрных изделий. Так, делая модель автомобиля, например «Формула-1» или «Джип», учащийся одновременно может осваивать работу на токарном станке при вытачивании колёс и других деталей имеющих цилиндрическую форму. При этом достигается минимальный расход материалов и возможность обойтись без применения опасных для учащегося инструментов.
Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молодых людей творчески мыслить, не отрываясь при этом от реальности, ограниченной применяемыми технологиями, инструментами и материалами. Также программа предусматривает доведение своих изделий до совершенства, превращение их в произведения искусства.
Педагогическая целесообразность
Художественная обработка дерева занимает особое место среди технических кружков в системе дополнительного образования учащихся. Данное направление накладывается на общеобразовательную область "Технология". С одной стороны, учащиеся связаны с различными видами техники: ручной инструмент, измерительный инструмент, работа с чертежами, работа на станочном оборудовании и т.д. С другой стороны, это прикладной вид деятельности. Наконец, это в прямом смысле слова вид художественного творчества, т.к. на любом этапе, в первую очередь, ставится задача сделать не просто пригодный для использования предмет, но и отвечающий эстетическим критериям. Здесь особую роль играет материал, из которого будет изготовлено будущее изделие. Именно древесина, как исходный материал, придает будущему изделию неповторимый вид. Даже один и тот же мастер, используя один и тот же чертеж и рисунок, не способен изготовить две совершенно одинаковые вещи. Мастер должен учитывать свойства материала, плотность дерева, расположение слоев, цвет, оттенок, рисунок и другие свойства заготовки, которые позволяют зачастую совершенно по-новому раскрыть авторский замысел.
Предлагаемая программа называется "Творческая техническая мастерская по обработке дерева". Само название говорит о том, что на первом месте стоит творческая сторона, позволяющая развить в ребенке любовь к прекрасному, научить его не только видеть красоту, но сначала в воображении представить нечто, а затем своими руками воплотить замысел: создавать уникальные красивые вещи из дерева, используя различные техники и технологии древообработки, и даже разрабатывать собственные технологии обработки дерева.
При написании программы были использованы материалы из типовых программ по обработке дерева для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ начиная с 1986 года, которые были дополнены и переработаны с учетом опыта, накопленного в ДД(Ю)ТТ.
Цель и задачи образовательной программы
Программа "Творческая техническая мастерская по обработке дерева" основана на применении таких видов обработки дерева, как выпиливание и выжигание, имеющие многовековые традиции в разных культурах и у разных народов. Программа творческой технической мастерской по обработке дерева ставит перед собой следующие основные цели:
Основой, позволяющей поддерживать длительный интерес учащихся к работе кружка и дающей возможность проводить качественное обучение, является нацеленность творческой мастерской на "конечный продукт".
Таковым "конечным продуктом" является поделка из дерева, которая не только должна вызывать у учащегося чувство эстетического удовлетворения, но и применяться в быту. Она должна иметь прикладное назначение или служить для украшения интерьера. По мере приобретения знаний и опыта учащимся, перед ним ставятся новые, более сложные задачи, требующие усилия, необходимого для дальнейшего развития ребенка.
Каждое изготовленное в мастерской изделие подвергается обсуждению внутри коллектива, наиболее интересные вещи выставляются на районные выставки и конкурсы. Последнее обстоятельство, связанное со сравнением результатов работы как внутри коллектива, так и за его пределами, требует от учащегося максимума самоотдачи. В программе большое внимание уделяется психофизиологическому развитию детей. Подобраны такие технологии изготовления изделий, которые развивают память, внимательность, сообразительность, а так же координацию движений, мелкую ручную моторику, усидчивость, упорство в достижении цели. Этому способствует большое количество работ связанных с рисованием, черчением, оформлением и отделкой и т.д.
Большое внимание уделяется формированию у обучающихся той системы ценностей, реализация которых обеспечивает взаиморазвитие общества и отдельной личности. Программа оптимально сочетает традиции и новации, в ней обеспечено соединение обучения и воспитания.
Система занятий создает условия для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки и склонности, а также реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы
Программа рассчитана на обучение детей, имеющих интерес к обработке дерева, начиная с 9-12 лет. К этому возрасту они уже имеют набор простейших навыков и знаний, необходимых для проведения работ, без которых невозможно изготовление моделей. Разница в навыках и знаниях выявляется на этапе изготовления первых простейших изделий и компенсируется индивидуальным подходом к обучающимся. Недостаток знаний компенсируется упрощением ставящихся перед обучаемым задач; наоборот, перед более подготовленными ставятся более сложные задачи при изготовлении одного и того же изделия.
В процессе обучения происходит развитие навыков ручной работы. Вырабатывается глазомер, координация движений и ловкость. Развивается память и наблюдательность, объёмное мышление.
В группах неизбежно происходит дифференциация учащихся по "успеваемости". Отставание или резкое опережение в освоении программы часто служит источником ослабления интереса ребёнка к деятельности мастерской. Основой поддержания интереса к практической работе мастерской является постановка перед каждым учащимся сложных лично для него, но вполне решаемых конкретных задач.
Для успешного освоения программы и в связи с работами с различным ручным инструментом и деревообрабатывающим станочным оборудованием, а так же из-за количества посадочных мест, которые можно расположить в кабинете, рекомендуется следующий численный состав групп:- 10-12 человек
© 2015, Милюсин Владимир Сергеевич 1282