© 2023, Асанова Диана Эрнес кызы 130
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Классный час
Тема урока: «Общение и конфликты»
Цель: конфликты. Сформировать благоприятную эмоционально-психологическую и нравственную атмосферу в классом коллективе и понимание важности успешного взаимодействия между членами коллектива
Задачи: 1.Рассказать о том, что у каждого человека свой стиль общения; 2.Научить золотому правилу общения; 3.Научить избегать конфликтных ситуаций и разрешать конфликты; 4.Освоить навык управления эмоциями.
Планируемые результаты урока:
Предметные: Сформулировать индивидуальные стратегии поведения в конфликте для каждого обучающегося
Личностные: формировать адекватную самооценку, уметь видеть и признавать свои ошибки, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с другими людьми, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных видах деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран Вспомогательный материал: презентация, яркие стаканчики, конфеты разные, стул, платок, рисунки с изображением сказочных героев. Методические приёмы: использование ИКТ, игровая ситуация, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.
Ход занятия
1. Игровой тренинг «Звёздочки и созвездия». - Ребята, представьте себе, что все вы – отдельные звёздочки. Сейчас я предлагаю вам разойтись по классу, а по моему хлопку объединиться в созвездия. Количество звёзд в каждом созвездии не ограничено. Будьте внимательны. Начинаем. Возьмитесь за руки. Я не случайно сейчас предложила каждому из вас стать звёздочкой.
Все мы как звёзды, у нас много общего. Звёзды различаются по размерам, и мы разные по росту. Все звёзды различаются по составу, и у нас разные интересы, характеры. Одни звёзды яркие, другие тусклые, и мы отличаемся своими поступками. Но есть у нас с ними ещё что-то общее. Звёзды могут объединяться в созвездия. Так и все люди живут, образуя разные группы. Дома – это семья, в школе – это друзья и класс. (Займите место за столами) 2. Формулирование темы и цели занятия (кластер). - Ребята, так как все мы с вами разные, мы часто встречаемся с тем, что станет предметом нашего разговора сегодня. Попробуйте сами определить тему нашего классного часа. (выдать каждой группе карточки) Вы видите, что каждой букве соответствует число. Расставьте числа в порядке возрастания и получите слово.
7 3 8 4 6 1 5 2 К Н Т Ф И К Л О
(Получилось слово КОНФЛИКТ).
- Поднимите руку, кто уже слышал это слово.
- Что такое конфликт?
непонимание драка
унижение ссора
- Какие вопросы, связанные с этим словом у вас возникли?
Формулировку начинайте с данных вопросительных слов. ЧТО … (такое конфликт)? ГДЕ … (он возникает)? ПОЧЕМУ … (он возникает)? КАК … (его избежать)? - Сформулируйте сами тему нашего классного часа сегодня. Правильно, тема нашего классного часа «Конфликт и пути его разрешения». 3. Что такое конфликт? Если мы заглянем в психологический словарь, то найдём, что конфликт – это столкновение. - Как вы думаете, столкновение кого или чего? (Людей, мнений, сил, интересов и т.д.) - Где может возникнуть конфликт? (В школе, на улице, дома) - Почему он возникает?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, продолжите фразу:
МНЕ НЕ НРАВИТСЯ, КОГДА … (Меня обзывают, дразнят, ругают, обижают, бьют, мне врут) - Так, почему же возникает конфликт? - Решение конфликта – дело творческое. Поэтому надо этому учиться. Хотите научиться?
4. Пути разрешения конфликта (чтение с остановками, стратегия ИДЕАЛ). - Прочитайте начало сказки «Две козы». Пусть читает тот, кто умеет это делать лучше всех. Интересно, в чём проблема? - Формулировка проблемы должна начинаться со слова КАК. Давайте попробуем найти, как можно больше способов решения этой проблемы. (Уступить, договориться, подраться, разбежаться навстречу друг другу и т. д.) – все способы фиксируются на доске. Есть ли какие-либо хорошие решения? (Хорошие решения оставляем, остальное стираем.) А теперь сделаем выбор! - Какой способ, по-вашему, самый лучший? Любопытно, как это осуществить на практике. - Что и как можно это сделать? Прочитайте слово по вертикали. - Сейчас мы с вами предложили план идеального решения, который позволил избежать конфликта. Как понимаете значение слова идеального? (Хорошего, отличного) - Посмотрите, сколько нам пришлось подумать, прежде чем принять правильное решение. - Какой вывод можно сделать? (Сначала думай, потом делай) - Это первое правило бесконфликтного существования. - Предлагаю прочитать конец сказки, чтобы посмотреть, удалось ли избежать конфликта её героям. (Чтение сказки до конца.) - Как козам удалось избежать конфликта? - Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков. «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта называется КОМПРОМИССОМ. - А вот в стихотворении Ольги Ладыженской козы договориться не смогли. Послушайте, чем всё это закончилось. (Чтение стихотворения учителем.) - Почему возник конфликт между героями? - К чему привело их упрямство? - Как бы вы назвали это стихотворение? («Упрямые козы») - Как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (Нужно уступать друг другу. Можно обратиться к какому-нибудь взрослому человеку за советом.) - Правильно, УСТУПКА и СОТРУДНИЧЕСТВО - способы выхода из конфликта. Если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям или учителю. Это и будет следующим правилом бесконфликтного общения. Попробуйте сформулировать его сами. (Научись договариваться, уступать, сотрудничать) - Ребята, а что же может произойти, если мы будем жить в ссоре с окружающими? - Послушайте рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» - Почему Вова остался один на свете? - А легко ли жить на свете одному? Почему? - Давайте проведём небольшой эксперимент. Встаньте, поднимитесь на носочки и поднимите одну ногу. А сейчас сделайте то же самое, но держась за одноклассника. - Когда вам было легче? (В паре) - Почему? (Было на кого опереться) - Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться и кому можно довериться. - Вернёмся к рассказу. Как должен был вести себя Вова, чтобы с ним играли ребята, и разговаривала бабушка? - Какой вывод сделаете? (Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе) - Это третье правило человеческого общения и бесконфликтного существования.
5. Подведение итогов. - Ответили ли мы на вопросы, сформулированные в начале занятия? - Что такое конфликт? (Столкновение сторон, мнений, сил) - Какие пути его разрешения вы запомнили? (Компромисс, уступка, сотрудничество) Правила бесконфликтного общения 1. Сначала думай, потом делай. 2. Научись договариваться, уступать, сотрудничать. 3. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе. Я предлагаю эти правила повесить в классе, чтобы не забывать о них. - Никогда не бойтесь сказать доброе слово, не забывайте о том, что безвыходных ситуаций не бывает. У вас всегда есть возможность выбрать, как поступить. - Послушайте песню «Если добрый ты» из мультфильма «Кот Леопольд».
© 2023, Асанова Диана Эрнес кызы 130