СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Этапы развития педагогики
Изучение всякой науки, как правило, начинается с изъяснения таких вопросов: как возникла и развивалась наука и какие специфические проблемы она исследует.
Первоначально педагогики как отдельной науки не существовало, она была лишь небольшим разделом философии.
1 этап – Древнее время: Долгое время дети усваивали опыт в процессе совместной жизнедеятельности и повседневного общения со старшими. Т.е. не было специфических учреждений, ни специальных лиц, профессией которых было бы воспитание, поэтому педагогика еще не была наукой.
2 этап – Античное время: Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающего поколения к жизни, тем острее ощущалась необходимость в специально организованном образовании.
Вот почему на определенной ступени развития человеческого общества, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются люди, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это произошло во многих странах сразу: Египет, страны Ближнего Востока и античной Греции.
Законы Солона (V в. до н.э.) – отец обязан выучить ремеслу сына, в противном случае тот может в старости не кормить отца.
Как только воспитание выделилось в отдельную отрасль, люди стали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности.
Вообще, термин "ПЕДАГОГИКА" ведет свое происхождение из античной Греции, который и обозначал науку о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу и из школы, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово "пейдагогос" ("пейда" – ребенок, "гогос" – вести) обозначает детовождение. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название особой науки о воспитании - педагогики. Из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины: "школа" – место проведения досуга, "гимназия" – школа физического воспитания.
3 этап – Новое время: Педагогика оставалась частью
2. Учет прогрессивных идей прошлого в педагогике
В дальнейшем в развитие педагогики как отдельной науки внесли вклад следующие педагоги прошлого:
Англия – Джон Локк
Франция – Жан-Жак Руссо
Швейцария – Иоганн Генрих Песталоцци
Германия – Иоганн Гербарт, Адольф Дистервег
Русия: Петр I "Юности чистое зеркало или Показания к житейскому обхождению"; М. Ломоносов; Н. Новиков "Детское чтение для сердца и разума"; К.Д. Ушинский; Л.Н. Толстой и др.
3. Понятие о педагогике как науке, ее объект, предмет, задачи
Педагогика – наука, изучающая закономерности процессов обучения, образования и воспитания личности.
Объектом изучения педагогики является человеческая личность.
Предметом педагогики является исследование тех закономерных связей, которые существуют между развитием личности и специально организованным процессом обучения и воспитания.
Задачи:
4. Основные педагогические понятия (категории педагогики)
Образование - это совокупность уровня наличной культуры и способов жизнедеятельности, которыми овладевает учащийся в процессе обучения.
Обучение – это процесс взаимодействия и сотрудничества учителя и учащихся, направленный на создание условий для усвоения личностью социального опыта и становления эмоционально-ценностного отношения к нему.
Воспитание – это процесс взаимодействия и сотрудничества воспитателя и воспитуемых, направленный на создание условий для развития личности (духовного, нравственного, мировоззренческого и т.д.).
Система педагогических наук:
3.1. Тифлопедагогика (слепые)
3.2. Сурдопедагогика (глухие и немые)
3.3. Олигофренопедагогика (слабоумные)
3.4. Логопедия
Отрасли педагогики:
© 2016, Белоногов Никита Александрович 647