СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Этапы развития педагогики

Изучение всякой науки, как правило, начинается с изъяснения таких вопросов: как возникла и развивалась наука и какие специфические проблемы она исследует.

Первоначально педагогики как отдельной науки не существовало, она была лишь небольшим разделом философии.

1 этап – Древнее время: Долгое время дети усваивали опыт в процессе совместной жизнедеятельности и повседневного общения со старшими. Т.е. не было специфических учреждений, ни специальных лиц, профессией которых было бы воспитание, поэтому педагогика еще не была наукой.

2 этап – Античное время: Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающего поколения к жизни, тем острее ощущалась необходимость в специально организованном образовании.

Вот почему на определенной ступени развития человеческого общества, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются люди, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это произошло во многих странах сразу: Египет, страны Ближнего Востока и античной Греции.

Законы Солона (V в. до н.э.) – отец обязан выучить ремеслу сына, в противном случае тот может в старости не кормить отца.

Как только воспитание выделилось в отдельную отрасль, люди стали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности.

Вообще, термин "ПЕДАГОГИКА" ведет свое происхождение из античной Греции, который и обозначал науку о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу и из школы, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово "пейдагогос" ("пейда" – ребенок, "гогос" – вести) обозначает детовождение. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название особой науки о воспитании - педагогики. Из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины: "школа" – место проведения досуга, "гимназия" – школа физического воспитания.

3 этап – Новое время: Педагогика оставалась частью

2. Учет прогрессивных идей прошлого в педагогике

В дальнейшем в развитие педагогики как отдельной науки внесли вклад следующие педагоги прошлого:

Англия – Джон Локк

Франция – Жан-Жак Руссо

Швейцария – Иоганн Генрих Песталоцци

Германия – Иоганн Гербарт, Адольф Дистервег

Русия: Петр I "Юности чистое зеркало или Показания к житейскому обхождению"; М. Ломоносов; Н. Новиков "Детское чтение для сердца и разума"; К.Д. Ушинский; Л.Н. Толстой и др.

3. Понятие о педагогике как науке, ее объект, предмет, задачи

Педагогика – наука, изучающая закономерности процессов обучения, образования и воспитания личности.

Объектом изучения педагогики является человеческая личность.

Предметом педагогики является исследование тех закономерных связей, которые существуют между развитием личности и специально организованным процессом обучения и воспитания.

Задачи:

  1. Изучение опыта предыдущих поколений
  2. Анализ происходящих новаций
  3. Сохранение, трансляция и воспроизводство культуры
  4. Прогнозирование развития образовательно-воспитательной системы
  5. Наработка новых технологий
  6. Выявление закономерностей развития личности
  7. Разработка нового содержания обучения и воспитания

4. Основные педагогические понятия (категории педагогики)

Образование - это совокупность уровня наличной культуры и способов жизнедеятельности, которыми овладевает учащийся в процессе обучения.

Обучение – это процесс взаимодействия и сотрудничества учителя и учащихся, направленный на создание условий для усвоения личностью социального опыта и становления эмоционально-ценностного отношения к нему.

Воспитание – это процесс взаимодействия и сотрудничества воспитателя и воспитуемых, направленный на создание условий для развития личности (духовного, нравственного, мировоззренческого и т.д.).

  1. Система педагогических наук, отрасли педагогики

Система педагогических наук:

  1. Общая педагогика - исследует закономерности процесса.
  2. Возрастная: преддошкольная, дошкольная, школьная, педагогика взрослых (андрагогика).
  3. Специальная (дефектология):

3.1. Тифлопедагогика (слепые)

3.2. Сурдопедагогика (глухие и немые)

3.3. Олигофренопедагогика (слабоумные)

3.4. Логопедия

  1. Методика – общая педагогика, применимая к конкретному предмету.
  2. История педагогики.

Отрасли педагогики:

  1. Вузовская
  2. Военная
  3. Профессиональная
  4. Исправительно-трудовая
  5. Детских и юношеских организаций
  6. Семейная
  7. Социальная
Категория: Всем учителям
20.09.2016 22:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!