СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация технологии деятельностного метода на уроках «открытия» нового знания в начальной школе (на примере курса математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время новые ценности образования не только социально значимые и научно обоснованы в психолого-педагогических исследованиях, она нормативно закреплены в Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации Российского образования», «Приоритетных направлений развития образования РФ» и других документах.

В Законе РФ «Об образовании», страница 14 сказано: «Содержание образования является одним из факторов экономичного и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…». Приведу цитату ещё из одного нормативного документа «О приоритетных направлениях развития образования в РФ»: «Формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».

Значит, главная задача колы сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Следовательно, у современных образовательных учреждений появилась, наряду с обучающей и воспитывающей, новая функция – развивающая, а именно задача формирования у выпускников личностных качеств активного деятеля, созидателя. Формируется новый тип школы – школа деятельностного обучения.

Исходя из приоритетных целей, основная задача современного образования можно сформулировать следующим образом:

  1. формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определённой системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и адекватно оценивать собственную деятельность и её результаты (рефлексия);
  2. формирование системы культурных ценностей и её проявлений в личностных качествах;
  3. формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Очевидно, что реализовать новые цели образования невозможно, если

ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт. Целеполагание достижения поставленных целей, рефлексивной самореализации и самооценки, опыт коммуникативного взаимодействия – то есть формируются те «способности к самодеятельности», о которых говорил А. Дистервег и другие великие педагоги и психологи.

«Развитие личности осуществляется в процессе её деятельности, а именно: деятельность имеет одним из продуктов, результатов развитие самого субъекта. В нашем случае речь идёт об учёном как ведущем виде деятельности, обеспечивающем необходимые условия для успешного развития личности» (В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров (Общие основы педагогики. – М.: «Просвещение», 2006г. С. 107.).

Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребёнка. «Сведений науки, - писал А. Дистервег, - не следует сообщать учащимся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучений наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудность объясняется редкостью его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приёмы никуда не годятся…» ( Дистервег А. Руководство для немецких учителей. – М. Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. с. 215).

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом. По мнению А.Дистервега, деятельностный метод является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях, этот метод уместен везде, где знание должно быть ещё приобретено, т.е. для всякого учащегося» (А. Дистервег).

В целях решения данной проблемы в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования РФ на основании решения Учёного совета академии № 27 от 27.20.03г. создан Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» (приказ АПК и ПРО № 3 от 05.01.04г.). Научной психолого-педагогической базой работы Центра является дидактическая система «Школа 2000…», получившая в последние годы научное признание и широкое распространение (авторский коллектив под руководством директора Центра, д.п.н. Л.Г. Петерсон удостоен премии Президента РФ в области образования за 2002г. – указ № 1178 от 05.10.03г.). Данная дидактическая система интегрирует не конфликтующие между собой идеи из новых концепций образования (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.) с позиций преемственности с традиционной школой. Она не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении реализации современных образовательных целей.

Построенная Ассоциацией «Школа 2000…» структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов, которая была названа технологией деятельностного метода обучения.

Для планирования и проведения уроков в общеобразовательной школе предлагается использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода. Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

На экране вы видите графическую модель структуры уроков по технологии деятельностного метода. Как уже сказала в начале своего выступления технология деятельностного метода основана на традиционной системе обучения с использованием современных образовательных технологий. Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на четыре основных этапа технологии деятельностного метода и показать их отличие от традиционной системы обучения.

I этап - Мотивирование к учебной деятельности или как в традиционной системе – организационный момент.

Традиционная система

ТДМ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сообщает тему и цель урока, проверяет готовность к уроку.

Пассивный слушатель

Организует мотивирование к учебной деятельности.

Осознанно переходит из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

II этап - Введение нового знания

Информирует учащегося о новых элементах знаний и умений, использую разные средства наглядности. Объясняет наиболее важные моменты.

Воспроизводит учебную информацию, усваивает наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживает первичное понимание материала.

Ставит перед учеником проблемную задачу в виде вопроса, опыта и прочее. Организует размышления учеников над поставленной задачей. Предлагает доказать справедливость выдвинутого варианта решения задачи.

Воспринимает задачу и начинает осмысливать возможные пути её решения. Высказывает возможные варианты решения задачи, доказывает рациональность одного из вариантов.

III этап - Контроль знаний

Проверяет правильность выполненной работы, исправляет ошибки и оценивает учащихся.

Выполняет работу, не производя самопроверки.

Предлагает упражнения по применению знаний на практике в нестандартных ситуациях. Предлагает эталон для самопроверки. Создаёт ситуацию успеха (по возможности для каждого ученика), мотивирующую их к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Самостоятельно выполняет задания нового типа и осуществляет их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

IV этап - Рефлексия учебной деятельности или подведение итогов.

Подводит итоги работы, выставляет оценки учащимся и задаёт домашнее задание.

Слушает учителя, обобщает изученный материал.

Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности и обсуждает с учащимися дифференцированное домашнее задание.

Проводит самооценку собственной учебной деятельности и работы класса, выбирает для себя домашнее задание.

16.10.2016 15:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!