Обучение леворуких детей

Обучение леворуких детей

Проблемные дети. Мы все чаще называем так леворуких и медлительных, одаренных и гиперактивных — самых разных, тех, чьи особенности мы, взрослые, просто плохо знаем. Нам с ними трудно, но главное — им очень трудно с нами, непонимающими взрослыми. Быть трудным, не таким как все — очень сложно, и ребенок чаще всего терпит неудачу. Но это дети, которых мы не понимаем.

Поэтому самая главная проблема таких детей не в них, а в нас. Непонимание — это нежелание разобраться в причинах неудач ребенка, неадекватные требования, это стремление заставить, это постоянное недовольство, укоры, угроза наказаний, это бессилие ребенка, его неуверенность, страх, невозможность изменить ситуацию. И снова — недовольство взрослых. Сначала только родителей, бабушек и дедушек, затем воспитателей и учителей. Пресс непонимания с каждым годом становится все сильнее.

Взрослые склонны винить в неудачах самого ребенка, забывая, что далеко не всегда успех зависит от желания или нежелания, не считаясь с тем, что их требования очень часто не соответствуют возможностям детей.

Леворукие и медлительные дети наиболее часто страдают от непонимания взрослых, от их желания "переделать" природу — заставить леворукого быть "как все" — праворуким, а медлительного — быстрым. Стремление родителей и педагогов "не ждать милостей от природы" всегда плачевно. Однако нельзя сказать, что желающих сделать ребенка таким, "как я хочу", становится меньше.

Проблемы леворуких и медлительных детей связаны не столько с их особенностями, сколько с незнанием и непониманием этих особенностей педагогами и родителями, с неумением вовремя помочь ребенку, с нетерпением и жесткостью невыполнимых требований, с желанием обвинить ребенка и раздражением от собственного бессилия и безуспешных попыток добиться своего. Необходимо понимать, что растущее отчуждение ребенка, его раздражительность, страхи, конфликтность, его неверие в собственные силы, его "не хочу" — это результат нашего непонимания. Это те проблемы, которые возникли из-за нашего незнания, нежелания и неумения помочь.

К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  3. категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  4. любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  5. желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  6. необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
  7. никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Предлагаю вашему вниманию несколько тестов на определение “рукости” ребёнка.

При определении моторной системы используются следующие тесты:

 Переплетение пальцев рук

Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки.

Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а у левшей - левый.

 Скрещивание рук, или "Поза Наполеона"

Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на

левом предплечье.

 Аплодирование

 Проведение вертикальных линий

 Одновременное действие обеих рук. Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть

более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более

чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Желательно выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более

чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой.

 Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно

использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (каса-

ний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее

значение.  Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее

значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

При определении слухо-речевой системы используют тесты :

 "Шепот"

Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом. При равенстве остроты слуха. Испытуе-

мый подставляет к говорящему ведущее ухо, то есть ухо, которым легче и быстрее осознается

услышанное.

 "Тиканье часов"

Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отме-

чается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными

ушами.) Для определения зрительной системы можно использовать тесты:

 Моргание одним глазом

 Рассматривание в подзорную трубу

 Проба Розенбаха (Определение ведущего глаза. Испытуемый держит вертикально в вытянутой

руке карандаш и фиксирует его взглядом на определенной точке (лучше по отношению к любой

вертикальной линии), отстоящей на 3-4 м, оба глаза при этом открыты. Затем попеременно

закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш

смещается в его сторону.)

 Карта с дырой

Интересными являются тестовые задания, разработанные М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему

позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а

все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину сто-

ла, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч,

ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не

видел их, не отвлекался.

Первое заданиерисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: “я не умею”, “у меня не получится”. Можете успокоить малыша: “Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся” Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.

Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.

Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

Второе заданиеоткрывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.

Третье задание“Построй колодец из палочек (спичек)”. Сначала из палочек (спи-чек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды (см рис.)

Четвертое задание“Игра в мяч”. Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.

Пятое заданиевырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой”. Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое заданиенанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое заданиевыполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое заданиеразвязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое заданиепостроить из кубиков дом, ограду и т. п. Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

Задание

Левая рука

Обе руки

Правая рука

1.

+

2.

+

3.

+

Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак плюс (+) в графу “Левая рука”, при предпочтении правой — в графу “Правая рука”. Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу “Обе руки”.

Десятое заданиедля родителей. Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу “Левая рука”, если нет — в графу “Правая рука”. Если вы получили больше семи плюсов в графе “Левая рука”, то ребенок скорее всего леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе “Левая рука” за задания 2-9, а за первое — рисование — плюс будет стоять в графе “Правая рука”, то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.

Очень часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например из тех, которые предлагает французская исследовательница М. Озьяс:

1. Зажечь спичку (мы не рекомендуем это задание).

2. Почистить обувь щеткой.

3. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.

4. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).

5. Перелить воду из одного сосуда в другой.

6. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать “мишень” на листе бумаги или исполь-

зовать игру “Дартс”).

7. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмас-

сового конструктора.

8. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во флакон с узким отверстием).

9. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.

10. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

11. Продеть нитку в иголку.

12. Стряхнуть с себя соринки, пыль.

13. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.

14. Достать бусинку ложкой из стакана.

15. Позвонить в колокольчик.

16. Закрыть, открыть застежку-молнию.

17. Выпить воду из стакана.

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой

Список используемой литературы

  1. Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” - М., 2001
  2. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. М.: Вентана-Граф, 2001 (Готовимся к школе).
  3. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998
  4. Светлов Р. С. “Левши и правши” - Спб., 2004
  5. Макарьев И. “Если ваш ребёнок-левша”. - М., 2001
  6. Томас Й.Вейс Как помочь ребенку ? М., 1992.
  7. Федосова Н.А. Обучение письму леворуких детей //Начальная школа. 1987. №12.
26.06.2019 19:32


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас