СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задача статьи – научить ребенка сообщать родителям о том, что он хочет в туалет или самостоятельно справлять свои физиологические потребности.
Все родители хотят, чтобы ребенок научился пользоваться туалетом. Если нормотипичный ребенок очень быстро этому учится, просто наблюдая, то ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) и с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) испытывает в этом большие трудности.
Родители детей с РАС и ТМНР очень часто жалуются, что ребенок не просится в туалет. По мере того как ребенок становиться старше проблемы только усиливаются. Многие родители пытаются, научить ребенка этому навыку применяя распространённые методы обучения. Каждый «особенный ребенок» индивидуален и если для одного ребенка метод может оказаться эффективным, то для другого он просто не подойдет.
В данной статье мы рассмотрим несколько программ, которые предлагают специалисты, работающие с этой категорией детей ни один десяток лет. Программы, которые помогут вам подобрать ваш вариант обучения ребенка самостоятельно пользоваться туалетом.
Прежде чем приступить не совершайте ошибок:
1. Использования подгузника.
2. Отсутствие поощрений.
3. Наказания за то, что ребенок снова «сходил в штаны»
4. Усаживание силой на горшок и унитаз.
Программа 1.
Отказ от использования подгузников. В норме одним из мотивирующих факторов для того чтобы ребенок стал проситься в туалет, является чувство дискомфорта. Памперсы сглаживают этот дискомфорт, поэтому следует прекратить использовать подгузники.
Стратегия 1. Ребенок чувствует дискомфорт после того как сходил «по-маленькому» или «по-большому» в штанишки (плачет, пытается снять с себя запачканную одежду). В таком случае обучение будет строиться следующим образом. Ребенок должен принять максимальное участие в переодевании, сам снимать белье и относить его в ванну.
Необходимо фиксировать как часто и когда у ребенка дефекация и мочеиспускание. Сколько времени проходит между потреблением жидкости и опорожнением мочевого пузыря, в какое время суток у ребенка чаще происходит дефекация. Когда данные собраны, начинаете «ловить» моменты, предоставляя ребенку возможность «правильно» сходить в туалет.
Важно! Учите ребенка сразу ходить в унитаз (если он подходит по росту, и у него нет страха унитаза), так как у ребенка с аутизмом легко формируется стереотип: привыкание не к горшку или унитазу, а к другим сосудам. Мальчиков старше 2х лет лучше сразу учить писать стоя.
После того как вы научились вовремя высаживать ребенка на унитаз, необходимо научить его ходить в туалет самостоятельно или проситься. Если ребенок может произносить звуки и слова, его учат, повторять за взрослым слова «Писать» или «Какать» (или звуки «пи», «ка»). Неговорящих детей обучают брать взрослого за руку и вести к туалету или использовать специальную карточку pecs. Когда ребенок сам попросился в туалет, его следует поощрить, чтобы закрепить это поведение.
При обучении самостоятельности начинайте меньше помогать ребенку, давая больше возможности действовать самому. Первое самостоятельное посещение туалета также должно подкрепляться каким-либо существенным для ребенка стимулом.
Стратегия 2. Ребенок не реагирует на мокрую и грязную одежду.
Основное обучение будет проходить также как и в стратегии 1, но специфика обучения будет заключаться в том, что ребенку будет искусственно создаваться некоторый дискомфорт, который будет ассоциироваться с данной ситуацией:
· Снимать испачканную одежду ребенок должен самостоятельно (по возможности);
· Мыть ребенка водой, температура которой немного выше или ниже комфортной;
· Если ребенок понимает речь, спокойно сказать «Когда ты хочешь в туалет, надо садиться на горшок (унитаз)» (в какой-то степени это пустые слова, но они все чаще будут ассоциироваться с определенной реальностью).
В описанных случаях важна регулярность стула и опорожнения мочевого пузыря и наблюдательность родителей в отношении признаков в поведении ребенка, показывающих, что он хочет в туалет.
Стратегия 3. Ребенок не ходит в туалет из-за негативных эмоций, связанных с горшком или унитазом. Иногда такие эмоции являются последствием реакции страха, ребенка, что то пугает (например, звук спускаемой воды). В этом случае обучение проводится, используя горшок.
Совет! Используйте горшок похожий на унитаз (только для малышей, из личного опыта).
Одновременно с этим следует проводить специальные занятия с психологом направленные на уменьшение страхов. Обучение должно строиться поэтапно с поощрением каждого шага, приближающего к желаемой цели.
Продолжение следует.
© 2018, Чайкина Дарья Владимировна 825