СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение пользованию туалетом детей с расстройством аутистического спектра и с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Часть 3.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа 3.

Если ребенок научился пользоваться туалетом должным образом, значит, он освоил не одно только умение делать свои дела в унитаз, а гораздо больше. Он овладел каждым из перечисленных ниже действий:

1. Распознает момент, когда нужно идти в туалет.

2. Умеет сдерживаться.

3. Входит в туалет.

4. Спускает штаны.

5. Садится на унитаз.

6. Делает свои дела в унитаз.

7. Использует туалетную бумагу по назначению.

8. Натягивает штаны.

9. Спускает воду.

10. Моет руки.

11. Вытирает руки.

Может быть, ваш ребенок уже умеет делать некоторые из этих вещей. Если это так, то, работая по данной программе, всегда давайте ему возможность выполнять их самостоятельно.

Наша задача научить ребенка навыку 6 «Делает свои дела в унитаз».

Шаг 1. В течение двух недель:

1. Продолжайте относиться к опорожнению ребенка так, как раньше. Если вы не высаживали его на горшок или унитаз, не начинайте делать это сейчас. Если вы его высаживали, записывайте, сделал или нет, он свои малые или большие дела за время, пока сидел.

2. Когда ребенок просыпается утром, проверьте его подгузники - сухие они или мокрые, чистые или грязные.

3. Проверьте то же самое час спустя и продолжайте проверки каждый час, пока он не ляжет спать.

4. Каждый раз записывайте, сухой он или мокрый, грязный или нет.

5. Переоденьте его, если во время проверки выяснится, что он намочил или испачкал штаны. Сделав это, вы при следующей проверке будете знать, случилось ли что-нибудь за прошедшее время. Постепенно он будет привыкать оставаться сухим.

Дневник наблюдений за большими и малыми делами

Время

День 1

День 2

День 3

День 4

День 5

День 6

День 7

ш

т

Т

Ш

Т

Ш

Т

Ш

Т

Ш

Т

Ш

Т

Ш

В графе «Штаны» (Ш) вы каждый час будете отмечать состояние его штаны. Условные обозначения:

С - если штаны сухие

М - если он помочился в штаны

Ст - если у него был стул

М/Ст - если произошло и то и другое

Разумеется, вам ненужно ждать целый час. В любой момент, когда у вас появляется подозрение, что ребенок мокрый, надо проверить его штаны и отметить в таблице время и результат проверки.

Графа «Туалет» (Т) если вы водите ребенка в туалет, результаты его пребывания в нем записывайте в эту графу аналогичным образом. (Помните, не надо начинать, если вы не делали этого раньше.)

С - если он не сделал малые дела в туалете и остался сухим

М - если он помочился в туалете

Ст - если у него был стул

М/Ст - если он сделал и то и другое.

Составление расписания на примере Ст - если у него был стул.

1. Возьмите дневник, который вы вели в течение двух недель, и обведите кружочком (лучше цветным, чтобы выделялся) каждый случай Ст.

2. Подсчитайте, сколько раз на протяжении этих двух недель у ребенка был стул в 7.00, 8.00, 9.00 и т.д. Для каждого часа запишите соответствующую цифру в левой графе рядом с часом, к которому это относится.

Большинству детей присущ некоторый определенный график мочеиспускания и стула. В течение дня должно быть несколько периодов, когда стул более всего вероятен.

3. Если у вашего ребенка регулярный и легко определимый график, то составить расписание высаживания его на унитаз будет легче. Каждый раз, когда у него обычно ожидается стул, будьте готовы повести его в туалет за 15 минут до этого момента. Если у вашего ребенка стул бывает только один раз и, высадив его в положенное время, вы убедитесь, что он сделал большие дела, не нужно тащить его в туалет до обеда второй раз. Если же он ничего не сделает, вам придется высадить его еще раз. Если и во второй раз у него не будет стула и в промежутках между проверками его штаны не запачкаются, его нужно будет высадить тогда, когда, в соответствии с вашим расписанием, придет время следующего похода в туалет.

4. Если у вашего ребенка нет регулярного или легко определимого графика, первый раз вам нужно повести его в туалет за 15 минут до первой записи о наличии стула. После этого следует высаживать ребенка каждые два часа. Если у него бывает стул только один раз в день, то после того, как он сделает свои большие дела, больше его водить в туалет не нужно.

5. Итак, сейчас вам нужно выбрать 2 - 4 наиболее подходящих периода в течение дня, когда вы будете учить ребенка ходить в туалет.

Придерживаться этого расписания вам следует в течение одной недели. По прошествии недели изучите свои записи и при необходимости измените, расписание так, чтобы оно больше соответствовало графику стула ребенка. Например, если вам кажется, что он всегда делает свои дела через 25 минут после того, как вы его высаживаете на унитаз, вам следует отсчитать от этого момента 15 минут и проставить в расписании другие цифры. В течение первой недели не вносите в расписание никаких изменений! Вы сможете его подогнать в последующие недели, если ваши записи неизменно будут говорить о необходимости сделать это. (Не меняйте расписания только потому, в течение одного-двух дней стул у ребенка был в другое время или его не было вообще).

Главной причиной неудачи родителей при обучении ребенка умению пользоваться туалетом бывает то, что они не относятся серьезно к составлению хорошего расписания и четкому следованию ему.

Шаг 2.

Общая схема посещения туалета такова:

1. Приведите ребенка в туалет в указанное в расписании время или по его сигналу. Спустите его штанишки ниже колен (если он умеет все эти действия или часть из них выполнять самостоятельно, нужно побуждать его делать это).

2. Убедите его просидеть на унитазе 5 минут. Оставайтесь рядом с ним. Время от времени хвалите его за то, что он сидит, на унитазе («Молодец! Ты сидишь на унитазе!») и нетребовательным тоном объясняйте, что вот-вот ожидается.

3. Если он сделает свои дела, похвалите и наградите его.

4. Если он не сделает свои дела, снимите его с унитаза и на 10 минут выведите из туалета. Затем вернитесь туда снова для повторного 5-минутного сидения. Если он сделает свои дела, похвалите и наградите его.

Разумеется, вы не можете «требовать», чтобы ребенок сходил по большому в унитаз. Это лишь стеснит его и сделает успех менее вероятным. Вначале такие события нужно воспринимать как случайные, которые от него и не очень то требовались, ведь требовалось только посидеть.

В течение 20 минут дайте ребенку две возможности сходить по большому. Два раза с перерывом в 10 минут сажайте его на унитаз на 5 минут. Так ребенок сможет избежать разочарования и неудобства от слишком продолжительного сидения на унитазе. Даже если и при этом он не сделал больших дел, он успешно выполнит часть задания, и для начала вознаградите его просто за то, что он посидел.

Важно, чтобы постепенно вы начали приучать ребенка оставаться в туалете без вас. Начать делать это можно тогда, когда вы убедитесь, что он может продолжать сидеть на унитазе без вашей помощи и без словесных напоминаний.

Ведение записей продолжается в течение всего периода обучения ребенка умению делать свои дела в туалете. Прикрепите таблицу к стене недалеко от унитаза. Обведите кружочками часы, которые обозначены в вашем расписании как часы похода в туалет. Каждый раз, приводя его в туалет, отмечайте в таблице, сухой он или мокрый, испачкал ли штанишки (С, М, Ст) и что он сделал в туалете (С, М, Ст). Эта таблица имеет тот же вид, что и таблица, которой вы пользовались в течение двухнедельного периода. Отличие ее будет лишь в том, что теперь вы не будете делать отметки каждый час.

Конечно, эти программы гораздо легче описать, чем провести в жизнь. Заниматься по любой из этих программ – значит, бросать свои дела, чтобы повести с ребенком время в туалете. Это значит, каждый день скрупулезно отрабатывать этот нужный в жизни каждого ребенка навык.

Надеюсь, статья будет вам полезна. Выберите нужную вам программу, наберитесь терпения и ни в коем случае не опускайте руки! Поощряйте ребенка за его удачи и оставайтесь нейтральными, если сразу ничего не получается.

Информационные источники:

1. Общество помощи аутичным детям «ДОБРО» Аутичный ребенок проблемы в быту Авторы: М. Ю. Веденина, И. А. Костин, С. С. Морозова, О. Н. Окунева Д. Ю. Скворцов (оформление)

2. Лиф Р., Макэкен Д. Идет работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме. /перевод с англ. Под общей редакцией Толкачева Л.Л. – Москва: ИП Толкачев, 2016.

3. Брюс Л. Блейкер. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

4. И.Ф. Павалаки, М.А. Болгарова и др. Коррекционно-развивающая работа при тяжелых расстройствах аутистического спектра: учеб. метод. пособие / гос. образоват. Учреждение высш. проф. Образования ХМАО – Югры «Сургут гос. пед. ун-т» - Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

5. С.С. Морозова. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложнённых формах/ пособие для учителя дефектолога – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.

11.11.2018 16:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!