СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение ребёнка с ОВЗ (шрифт Брайля)

Нажмите, чтобы узнать подробности

О том, что у меня будет ученица с ОВЗ по зрению я узнала в конце августа 2015 года. Классы уже были разделены, у меня по списку было 30 ребят. Родители Сони пришли в школу и сказали, что они проживают в микрорайоне нашей школы и по закону их ребёнок имеет право обучаться в этой школе. На объяснение директора, что у нас нет специалиста, который знает шрифт Брайля ответ отца был категоричен: «Пусть ваши учителя научатся».

Так у меня в классе появилась 31 ученица. Мама показала мне прибор для письма, грифель, учебники, дала распечатку Брайлевского шрифта и сказала, что это нетрудно.

Только добавила, что читать надо слева направо, а писать справа налево.

Соне рекомендовано надомное обучение. Но по заявлению родителей Соня приходила на занятия в школу. Мама очень хочет, чтобы девочка смогла социализироваться.

1 сентября Соня с мамой пришли на линейку. Я у неё спросила, Соня, ты пойдёшь с мамой или со мной? Она сказала с тобой. На линейку она шла держась за мою руку.

Мама дала мне телефон Российской библиотеки для слепых. Я туда позвонила, объяснила свою ситуацию и попросила прислать какую-нибудь методическую литературу, позже мне прислали посылку с книгами о шрифте брайля, как его быстрее выучить, но методических рекомендаций там не было.

Мама хорошо подготовилась к школе. Девочка уже умела читать, писать буквы и цифры её научила тифлопедагог, и по сути читать и писать по Брайлю учила Соня меня. У неё есть наборная азбука. Азбука с выпуклыми буквами плоского шрифта. Прибор для письма, прибор для рисования, брайлевская линейка. Соня пришла с учебниками.

Но как оказалось, выучить шрифт брайля –это только вершина айсберга. Пока мы читали слоги всё было понятно, но вот пошли слова. Предложения. У нас с Соней был учебник один на двоих. Я забирала его домой раз в неделю, переписывала себе, чтобы готовиться к уроку и следить на уроке за Соней. Ведь буквы при чтении она закрывает пальцами. И вот я читаю азбуку и вдруг вижу новую точку (4). Я перекопала все свои записи, которые у меня к тому времени были, не нашла, что обозначает эта точка. Потом я догадалась, что это знак ударения. На уроке я объяснила Соне, что означает эта точка, а она мне говорит: «А мама сказала, что это опечатка». Работая в своём классе в букварный период. Я детям давала задания подчеркнуть буквы гласных, согласных и т.д., а как подчеркнуть по Брайлю? Такие же проблемы и с математикой. Как записать пример? Пропускать клеточку между цифрой и знаком или нет? В математике перед каждой цифрой пишется цифровой знак. Запись получается длинная. На странице только один столбик. Как записать номер задания?

Позже я нашла в интернете нормы орфографического режима по Брайлю.

Особенностью письма по Брайлю является то, что в математике, окр. мире, чтении нет заглавной буквы. Заглавная буква есть только в русском языке. Поэтому, когда мы перешли к русскому языку, появились новые обозначения. Чтобы обозначить в слове ударение, разобрать слово по составу, разобрать предложение. Всё это делается устно, а потом ребёнок пишет и выделяет. Так же всё выполняется по математике, сначала всё решается устно, а потом записывается.

Когда поступала Соня в школу, по программе сопровождения пришёл ноутбук с Брайлевской приставкой Фокус -14 для чтения по брайлю. Программа позволяет переводить плоский шрифт в шрифт Брайля. Я несколько раз приступала к нему, но ничего не получалось. Во – первых, я боялась его испортить, он стоит 160 тыс. во – вторых, очень сложное описание, как работать. Я перекопала весь интернет, звонила в контору, которая устанавливала эту программу. Но программисты сказали, что программу они установили, а как по ней работать не их проблема. Тогда на зимних каникулах я засела за компьютер, и методом от обратного освоила его. Потом научила Соню. После этого я стала набирать задания на компьютере, а Соня с помощью Брайлевской приставки читает. Но домашнее задание приходилось набивать.

Во втором классе изучаем письменные приёмы сложения и вычитания. Снова в интернет. Наконец нашла то, что необходимо. Все обозначения по Брайлю в рамках средней школы.

Брайлевские учебники есть только по программе «Школа России», во всяком случае нам других не присылали, хотя мы заказывали. Эти учебники точь в точь, как в плоском шрифте. Я брала эти учебники домой на лето :

6 книг по математике. 4 книги по русскому языку. 4 книги по чтению. Все эти учебники я перечитывала, сравнивала с обычными, делала пометки, чтобы написать рабочую программу.

На урок музыки Соня приходила заниматься с классом. Ей очень нравилось. Остальные занятия мы проводим индивидуально.

Кроме этого она занималась дистанционно: окружающий мир, технология, ИЗО, информатика, занятия с психологом.

На занятия она приходила в то время, когда у меня «окна», или после занятий, когда класс ушёл домой. Как и все ученики в школу она приходила в школьной форме. В классе у неё своя парта. Дети знали, что это Сонина парта. Они с радостью её встречали. Мальчишки помогали нести портфель, девочки показывали свои игрушки. Кроме этого у нас была сенсорная комната, в ней мы с Соней занимались, когда наш класс занят. Там много всякой всячины. Но нам подходит набор «Интошка». Благодаря ему мы изучали геометрические фигуры, таблицу умножения, учились собирать бусы, составляли закономерности.

Мама приводила девочку в школу и уходила. А Соня оставалась. На перемене она общалась с ребятами, выходила с девочками погулять в коридор. Учителя предметники приходили в класс и забирали её на урок.

Соня очень общительная девочка. Во время обучения в начальной школе она приходила на все мероприятия, которые проходили в нашем классе и в школе. Принимала участие в конкурсах чтецов, художественной самодеятельности. Соня очень хорошо поёт, играет на фортепьяно.

В среднем звене Соня обучалась дистанционно.

В этом (2024) году Соня закончила с отличием 9 классов. Сейчас она обучается в 10 классе нашей школы. Я очень рада, что помогла ребёнку избежать обучения в специализированном интернате.

28.10.2024 07:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!