СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одесская трагедия. Прошло 3 года...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Три года минуло с момента трагедии в Одессе.

После государственного переворота на Украине в 2014 году горожане, как и большая часть украинского общества, разделились на сторонников «Евромайдана» и тех, кто был не согласен со сменой власти в стране. Эти разногласия вылились в настоящую бойню.

Днем 2 мая в центре Одессы начались массовые потасовки, где в ход шли камни, взрывпакеты, травматическое и огнестрельное оружие.

Ответственность за гибель одесситов до сих пор никто не понес, а украинские власти в преддверье наступления очередной годовщины тех трагических событий стянули в «жемчужину у моря» дополнительные подразделения Национальной гвардии и добровольческих батальонов. Боятся народных выступлений.

Известные события ноября 2013 г. – января 2014 г. привели к изменению политической ситуации на Украине. Если в западных областях Украины приход к власти националистических сил, сотрудничающих с США и Евросоюзом, приветствовался основной частью населения, то в «русских» областях Украины – Одесской, Николаевской, Харьковской, Днепропетровской – Евромайдан вызывал скептическое отношение со стороны как минимум половины населения. В областных центрах и крупных городах указанных областей начались протесты против нового киевского режима, которые, конечно, не достигли такого размаха, как в Крыму или на Донбассе, но, тем не менее, были весьма активными. В свою очередь, Киев и поддерживающие новый режим националистические силы были крайне напуганы возможностью отсоединения от Украины не только Крыма и Донбасса, но и «новороссийских» областей. Последнее стало бы полной катастрофой для украинского государства, так как лишило бы страну выхода к морю и таких индустриальных центров как Харьков или Днепропетровск. Противники нового киевского режима требовали сохранения статуса русского языка, на котором говорило большинство населения новороссийских областей, федерализации Украины и децентрализации власти с передачей больших полномочий регионам, восстановления добрососедских отношений с Россией и противодействия нарастающему правому радикализму и национализму в украинском обществе. Но официальный Киев выполнять эти требования не собирался – это не позволяли и его западные покровители.

2 мая 2014 г. около 13.30 в районе пересечения Александровского проспекта и улицы Жуковского стали собираться противники нового режима из числа активистов движения «Антимайдан». В первую очередь, это были члены «Одесской дружины». Не обошлось без провокаций. Проходивший мимо молодой мужчина вступил в словесную перепалку с собравшимися, а затем выстрелил в них из пневматического пистолета. Провокатора задержали и передали сотрудникам милиции. Тем временем, около 15.00 в центре Одессы – на Соборной площади – стали собираться сторонники Евромайдана. Среди них были и футбольные болельщики из клуба «Черноморец», а также клуба «Металлист» (хотя его представители затем отрицали свое участие в событиях 2 мая, есть версия, что это были переодетые бойцы спецподразделений). Кроме обычных активистов и футбольных фанатов, на площади находились и боевики т.н. «Самообороны Майдана», которые были вооружены битами и металлическими цепями, у многих были каски и щиты. Костяк боевиков составляли активисты запрещенной в России радикальной организации «Правый сектор». Среди боевиков далеко не все были одесситами – большое количество участников последующих событий прибыло в город из других регионов Украины – Николаевской, Днепропетровской, Винницкой, Житомирской, Херсонской областей.

По данным некоторых информационных агентств, в Одессу прибыло не менее 15 автобусов, доставивших несколько сотен активистов Евромайдана.

Примерно в 15.30 в сторону Греческой площади выступила колонна активистов Антимайдана. На подходах к площади она вступила в столкновения с активистами Евромайдана. Обе противоборствующие стороны были вооружены палками и камнями, а боевики Евромайдана приступили к розливу коктейлей Молотова.

В результате столкновений один из активистов Евромайдана был ранен из огнестрельного оружия в легкое и скончался до прибытия кареты скорой медицинской помощи. В свою очередь, сторонники Евромайдана угнали пожарный автомобиль и использовали его в качестве тарана против милицейского оцепления и баррикад, которые начали строить антимайдановцы. Столкновения в центре Одессы продолжались с переменным успехом часа три. К 18.30 сторонники Евромайдана вышли на площадь Куликово поле и разгромили расположенный на ней палаточный лагерь движения «Антимайдан». Палатки лагеря были сожжены. Под напором евромайдановцев, их противники были вынуждены отступить в здание Дома профсоюзов, где и забаррикадировались. Сторонники Евромайдана начали штурм здания Дома профсоюзов, забрасывая его бутылками с зажигательной смесью и обстреливая окна из огнестрельного и травматического оружия. Защитники Дома профсоюзов в меру сил пытались противостоять натиску евромайдановцев, отстреливаясь из «травматов» и бросая в нападающих боевиков камни и бутылки с зажигательной смесью.

Тем временем, нападающие подожгли центральные двери Дома профсоюзов. После этого огонь охватил первый этаж здания, а затем распространился и на верхние этажи. Пожарная охрана ехала на вызов очень медленно, поэтому ко времени ее прибытия огонь успел охватить все здание. Впрочем, руководитель ГУ ГСЧС Украины по Одесской области Владимир Боделан утверждает, что пожарные прибыли к зданию своевременно, но собравшиеся у Дома профсоюзов евромайдановцы не пропускали пожарные автомобили и всячески препятствовали пожарным в их работе.

По словам очевидцев тех страшных событий, дверь черного хода из Дома профсоюзов была закрыта с наружной стороны, в пожарных гидрантах не было воды, а все пожарные шланги были перерезаны в нескольких местах.

Одновременно с поджогом, штурмовавшим Дом профсоюзов евромайдановцам удалось прорваться в его помещения и захватить несколько коридоров. В Дом профсоюзов были заброшены несколько горящих автомобильных покрышек. Прибывшим на пожар сотрудникам Главного управления ГСЧС Украины по Одесской области удалось вывести из горящего здания 350 человек. Евромайдановцы, тем временем, стреляли по окнам и пожарным лестницам, не давая находившимся в здании людям покинуть горящий Дом профсоюзов. Тех, кому посчастливилось вырваться из огненной западни, избивали на площади.

По свидетельству начальника Главного управления ГСЧС Украины по Одесской области Владимира Боделана, евромайдановцы настолько жестоко избивали спасшихся от пожара людей, что те, кто находился в горящем здании, отказывались его покидать. Сотрудники пожарной охраны прикрывали спасаемых людей своими телами, проводя их через беснующуюся толпу на площади. В результате поджога Дома профсоюзов погибли несколько десятков человек. По данным на 14 мая 2014 г. была подтверждена смерть 48 человек в результате столкновений на Греческой улице и на Куликовом поле, в том числе 11 человек выпали или выпрыгнули из окон Дома профсоюзов. Самому старшему погибшему во время массовых беспорядков было 70 лет, самому младшему – 17 лет. Есть достоверные фотографии обгоревшего трупа беременной женщины. В городские больницы поступили 13 человек с огнестрельными ранениями, 8 человек с ожогами, 13 человек с отравлением угарным газом, 7 человек с колото-резаными ранами, 53 человека с тупыми травмами, в том числе черепно-мозговыми.

Вместе с тем, ряд общественных деятелей и политиков убежден, что власти Украины скрыли истинное количество погибших в Доме профсоюзов и во время столкновений на площадях, чтобы не привлекать еще большее внимание мировой общественности к этим трагическим событиям.

Так, одесский областной депутат Вадим Савенко утверждал, что по его данным во время массовых беспорядков погибли 116 человек. О том, что реальное количество погибших превышает сто человек, говорил и известный украинский политик Олег Царев. Среди жителей города распространились слухи о том, что в действительности погибших было в три раза больше, поэтому власти тайно захоронили тела погибших за пределами Одессы. В свою очередь, прокиевские средства массовой информации и общественные активисты, разумеется, опровергали возможность столь значительных жертв и объясняли слухи о сотне погибших «информационной войной», которая, по их мнению, ведется пророссийскими силами против нового украинского правительства.

Националистически настроенные активисты и средства массовой информации утверждали, что среди погибших в Доме профсоюзов якобы присутствовало большое количество российских граждан, специально приехавших в Одессу для участия в массовых беспорядках. Однако по результатам процедур опознания одесская милиция выяснила, что российских граждан среди погибших в Доме профсоюзов людей не было вовсе. Все опознанные погибшие были жителями Одессы, а среди раненых было лишь два иногородних – приезжие из Киева и из Евпатории. Тем не менее, даже эта информация не убедила наиболее рьяных националистов. В частности, небезызвестный Александр Турчинов заявил, что события в Одессе «управлялись из России».

Запрещенная в России организация «Правый сектор» опубликовала материал, в котором события 2 мая как «светлую страницу в отечественной истории». Согласно публикации на сайте этой организации, в Доме профсоюзов присутствовали «проплаченные российские активисты, пьяницы, наркоманы и другие люмпены». Однако, уже спустя два дня после публикации, 6 мая Политсовет «Правого сектора» выпустил обращение, в котором назвал 2 мая «одним из самых трагических дней недолгой истории независимой Украины» и потребовал от силовых структур тщательного расследования событий и немедленного ареста ответственных лиц силовых ведомств. До сих пор остаются невыясненными все обстоятельства произошедшей 2 мая 2014 года трагедии, не установлены и конкретные лица, виновные за массовое убийство мирных граждан в центре Одессы. Трагедией в Одессе интересуются и зарубежные правозащитные организации. В частности, американская Объединенная национальная антивоенная коалиция призывает Европарламент к расследованию трагических событий в Доме профсоюзов в Одессе. Эта же организация собрала подписи под петицией в Организацию Объединенных Наций с призывом провести расследование гибели большого количества людей в мирное время.

Ежегодно в этот день проходят мероприятия – реквиемы по погибшим. В Риме манифестанты собрались напротив римского Колизея под лозунгом "Не забудем, не простим!". Как подчеркнули организаторы, главной целью их акции является донесение до европейцев правды о преступных деяниях киевского режима, пришедшего к власти путем государственного переворота.

Акция памяти жертв трагедии в одесском Доме профсоюзов прошла в центре Гааги. Ее участники потребовали наказать виновных в убийстве мирных граждан 2 мая 2014 года, а также призвали привлечь внимание общественности и СМИ к ситуации на Украине в целом.

"В этом году мы опять собрались в центре Гааги, чтобы помянуть жертв событий трехлетней давности в Одессе, - рассказал организатор мероприятия Дмитрий Писарев. - Несмотря на то, что все большая полоса времени отделяет нас от тех печальных событий, мы не хотим допустить, чтобы "Одесса" была забыта. Пока справедливость в Одессе не восторжествует, пока негодяи не будут наказаны, мы будем продолжать выступать и привлекать внимание к тому, что в этом городе произошло".

В моем городе - герое Керчь ежегодно горожане и представители общественных организаций без флагов и лишних лозунгов возлагают цветы, зажигают вечи, приносят фотографии на стеллу к капсуле с землей города - героя Одесса в знак памяти безвинно погибших людей в мирное время.

В марте 2016 года Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в своем докладе указывало, что украинские власти не желают расследовать трагедию должным образом и привлекать виновных к ответственности. Авторы доклада утверждали, что на ход расследования было оказано политическое давление, а следственные процедуры заблокированы сверху.

У независимого аналитика и политолога Александра Асафова на итоги расследования прогноз пессимистический: при действующей власти никаких адекватных результатов не будет.

«Да, будут назначены виновные, возможно даже среди тех, кто выжил, находясь внутри здания, - комментирует эксперт. – Но в любом случае никакого реального расследования не произойдет, настоящие виновные наказаны не будут и никаких выводов никто не сделает. Чтобы должным образом расследовать события 2 мая необходимо изменить идеологический фундамент в виде галицийского национализма».

Категория: Всем учителям
01.05.2017 17:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!