СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Один из приёмов повышения мотивации...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не так давно наши выпускники в качестве допуска к государственной итоговой аттестации писали сочинение. Мы помним, как Министр образования РФ Дмитрий Ливанов обосновал необходимость его введения: «Мы ожидаем, что введение сочинения, как обязательного итогового испытания повысит мотивацию школьников к изучению литературы и истории…» (http://navyatke.ru/news/2304/dmitriy_livanov_itogovoe_sochinenie_dlya_shkolniko.html).

8 июля 2014 г. в Минобрнауки России прошло первое заседание Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. По инициативе Минобрнауки к участию в Совете были приглашены президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына, советник Президента Российской Федерации Владимир Толстой, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Варламов, учитель русского языка и литературы Центра образования № 57 г. Москвы, член Общественного совета при Минобрнауки России Сергей Волков, заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образования Людмила Дудова, ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, заслуженный деятель искусств РСФСР, ректор Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина Борис Любимов, народный учитель России, директор Второй Санкт-Петербургской Гимназии Людмила Мардер, директор Института научной информации по общественным наукам РАН, завкафедрой сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Пивоваров, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. В рамках данного заседания были определены цели и задачи:  «Основная наша цель состоит в том, чтобы люди прочитали классику, входящую в курс литературы, – подчеркнул Владимир Толстой, – без этого мы получаем косноязычных, не умеющих выражать свои мысли детей». Сергей Волков в свою очередь отметил, что сочинение в определенном смысле противостоит идее ЕГЭ, часть С в котором пишется по жесткому шаблону. «Это важный момент возвращения к многожанровости высказывания, к творческому началу, к разным формам выражения мысли», – сказал С. Волков… Председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения Наталия Солженицына отметила, что введение сочинения в выпускных классах является необходимой мерой, т.к. «умение письменно выражать свои мысли требуется повсеместно, как в профессиональной, так и в повседневной жизни».(По материалам официального сервера Минобрнауки России)

Зачем этот «экскурс» в недавнее прошлое? На днях я услышала рекламу фильма, который выйдет на экраны всех кинотеатров нашей страны. Вы, наверное, догадались, о каком фильме идет речь. Если нет, то довожу да вашего сведения, что 12 февраля 2015 года состоится премьера мелодрамы «Пятьдесят оттенков серого» (FiftyShadesofGrey (16+ )).

Описание: по мировому бестселлеру Э.Л. Джеймс. Трилогия переведена на 50 языков, продано более 70 млн. экземпляров.

«Они из разных миров — молодой загадочный миллиардер и хрупкая застенчивая студентка. Их случайная встреча обернулась неистовой страстью. Теперь он не в силах остановиться, а она хочет узнать о нем все. Но прежде, чем они встретятся вновь, ей предстоит подписать весьма необычный контракт…»

Почему я решила об этом написать? Причина заключается в следующем. Об этом произведении я узнала от одного из своих учеников. Мы готовили аргументы к тексту, написанному по статье Петра Измайлова, «Отправь голову в отпуск!..» Учителям русского языка данный текст знаком, т.к. он размещен в открытом банке заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ. Статья П.Измайлова посвящена вопросу  влияния «массовой культуры» на человека. Она заканчивается такими словами: «Охотно верю, что еженедельными темпами издатели добьются своей цели, и скоро их мини-романы отправят в отпуск сотни, тысячи, десятки тысяч российских головушек. Вот только слово "отпуск" не совсем точное: привыкание к подобному чтиву чревато более длительными последствиями, и головам грозит не отпуск, а пенсия. Причём по инвалидности. Хотя издательство об этом не предупреждает: наверное, безголовая Россия вполне устроит. А вас, читатель?»

В Интернете мы нашли материалы Богомила Райнова, в которых представлена оценка такого явления, как «массовая культура». Обсудили мнение ученого. Выбрали то, что можно написать в качестве аргумента. На том и простились. А на следующем занятии ученик  мне говорит, что не менее удачным будет привлечение информации о книге Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого», которая стала рекордсменом по скорости продаж, обогнав серию романов о Гарри Поттере и «Сумерки». Чем интересна эта книга? «Вам не стоит ее читать», - таков был ответ 17-летнего молодого человека.

Информация о романе представлена на сайте Википедии. Я не знаю, что думают ваши ученики об этом сайте, но мои для себя решили, что Википедия равноценна Энциклопедии и материалы там размещаются «компетентными людьми» (порой удивляешься компетентности некоторых).

Но речь о другом. Мой ученик сам не читал роман Э.Л. Джеймс. Ему рассказывали о книге. Так вот он поражен тому, что в 37 странах мира было продано более 30 миллионов копий данного произведения. «Получается, - говорит он, - что значительная часть населения нашей планеты имеет психические отклонения». Я не стала с учеником обсуждать причины столь высокой заинтересованности людей романом. Мы с ним сделали вывод, что действительно «массовая культура» является низкопробной.

Спустя день в 11 классе на уроке литературы мы вспоминали повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце». Активное участие в обсуждении принимали пять человек. Коллеги, вы можете обвинить меня в низкой компетенции: не сумела заинтересовать весь класс. Честно говоря, цель была не только вспомнить повесть, но и выяснить, знакомы ли мои учащиеся с романом «Пятьдесят оттенков серого». Именно поэтому я не стала использовать на уроке активные методы и приемы обучения. Мне была необходима пассивность класса! В один из моментов урока я вскользь упомянула название книги Э.Л.Джеймс. Каково было удивление, когда большинство учащихся заинтересованно посмотрели на меня. Значит, делаю вывод, читали или слышали. А вот Булгакова перечитать не удосужились.

Я не смогла себя сдержать и поинтересовалась: почему «Пятьдесят оттенков серого», а не «Собачье сердце»? Конечно, ответы были чисто формальными. Но оживление класса насторожило. Безусловно, задача учителя – научить отделять зерна от плевел. Коллеги, а все ли готовы обсуждать тему эротики с учащимися?

В то время, когда мы, учителя, приобщаем детей к прекрасному, СМИ ежедневно в виде рекламы призывает сходить на премьеру экранизации эротического романа. Да как призывает: «Занимайте очередь в кассы кинотеатров!» Интерес подогревается и вышедшим тизером фильма. Правда, нас уверяют в том, что все постельные сцены будут вырезаны из киноленты. Наверное, поэтому возрастной ценз снижен с 18+ до 16+.

Другими словами, в преддверии всем нам, россиянам, полюбившегося праздника Дня св. Валентина учащиеся 9-11 классов смогут посетить кинотеатры и получить широкоэкранные «уроки любви». А мы им – произведения И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого, И.Бунина и А.Куприна, А.Фета и Ф.Тютчева, М.Булгакова и М.Шолохова…

Помните текст В.П.Астафьва о пакости и пакостниках? Писатель в своей статье приводит слова В.Даля: «Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…» Скажете, нет между книгой Э.Л.Джеймс и публицистикой Астафьева связи? Думаю, вы согласитесь со мной, что она прямая. Только в своей статье Виктор Петрович говорит о мелких пакостниках и их пакостях («снимает шапки с чужих голов», «портит телефоны-автоматы», «разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил», «стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая своё эстетическое чувство», «врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей»). Сейчас же, на мой взгляд, пакость разрослась до более крупных масштабов – «массовой культуры». И если сегодня мы не будем реагировать на её разрушающее влияние, то завтра нормой взаимоотношений между юношей и девушкой станут отношения героев фильма «Пятьдесят оттенков серого». Может быть, кто-то решит, что в этом нет ничего страшного. Тогда задайте себе вопрос: хотел(-а) бы я, чтобы моя дочь (сын) оказалась(-лся) на месте главной герои? Вы всё ещё уверены, что такие произведения безвредны?

Вернёмся к началу нашего разговора. Представим, что отношения героев фильма стали нормой нашей жизни. Каково будет содержание сочинений выпускников? Станут ли они писать о духовных ценностях? И сумеем ли мы сохранить души своих детей?

В вышеупомянутой статье В.П.Астафьев предлагает и средство борьбы с пакостью: «…верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: "Власть употребить!”  И силу, добавлю я, всеобщую, народную».

Для себя я решила одно: не хочу, чтобы мои дети думали, будто ЛЮБОВЬ  имеет серый цвет. Именно этой теме было посвящено оставшееся время нашего урока.

 

P.S. Если подобная книго- и кинопродукция является способом улучшить экономическое положение страны, то не будем упрекать подрастающее поколение в косноязычии и отсутствии интереса к классической литературе.

Категория: Прочее
22.01.2015 22:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!