СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для того, чтобы упорядоченное пространство, его необходимо «зонировать». «Зоны» должны соответствовать выполняемых в них видам деятельности и оборудоваться в соответствии с их функциональным назначением: зона обучения, игровая зона, зона отдыха. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах.
Пространство должно обязательно учитывать интересы и потребности ребенка с РАС. Оформленное помещение должно быть для него привлекательным, побуждать к исследовательской деятельности. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка, должны быть его любимые игрушки, предметы, принесенные из дома – «фетиши» ребенка.
Постоянство среды внушает аутичному ребенку ощущение безопасности. Чем более постоянно окружающее ребенка пространство, тем более комфортно он себя в нем чувствует. Определенную пространственную упорядоченность следует сохранять в течение длительного времени.
Умеренность, «обеднённость» окружающего пространства для ребенка с расстройствами аутистического спектра подразумевает разреженность, не перегруженность помещения предметами быта, учебными и игровыми материалами. Все предметы, находящиеся в поле зрения ребенка, должны быть функциональными и немногочисленными. «Нефункциональные» сувениры, различные мелкие предметы и украшения могут отвлекать ребенка от процесса познания окружающего мира, рассеивать его внимание в занятиях. В результате для него может стать затруднительным выделение наиболее значимых и существенных признаков окружающих объектов, явлений.
При организации группового пространства для пребывания ребенка с РАС необходимо использовать дополнительные визуальные средства (фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные сценарии), помогающие аутичному ребёнку ориентироваться в окружающем мире и формирующие адаптивное социальное поведение.
Обязательным условием при организации группового пространства для пребывания ребенка с РАС является наличие альтернативных и дополнительных средств коммуникации.
Используя коммуникативную доску и альбом «Я хочу», книгу РЕСЗ ребёнок и окружающие его люди могут инициировать социальное взаимодействие.
Коммуникативная лоска и коммуникативный альбом включают: фотографии близких людей; фотографии и пиктограммы с изображением предметов, игрушек, видов деятельности, фотографии, пиктограммы, связанные удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, ела, туалет); фотографии, пиктограммы изображением эмоций ребенка; пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д). Данные средства значительно облегчают взаимодействие с аутичными детьми, помогают избежать нежелательного, проблемного поведения.
Организация учебной зоны\учебного пространства
При организации учебной зоны нужно учитывать основной принцип организации рабочего места – ограничение пространства. Именно ограниченность учебного пространства позволяет аутичному ребенку наилучшим образом сосредоточиться на выполнении различных видов деятельности, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Учитывая данный принцип, лучше всего организовать рабочее пространство следующим образом:
- поставить рабочий стол к стене;
- ограничить пространство справа или слева от стола (в зависимости от расположения, от количества учебных столов и др.) с помощью ширмы или предметов мебели;
Во время учебного процесса педагог/специалист, организующий занятие, должен находиться позади ребенка, оказывая ему помощь по мере необходимости.
Нежелательно ставить рабочий стол к окну. В этом случае ребенок будет постоянно отвлекаться на события, происходящие на улице: на проезжающие машины, качающиеся деревья, падающий снег, пешеходов, пролетающих мимо окна птиц и т.д.
При организации занятия следует минимизировать посторонние шумы и другие отвлекающие факторы. Ребенку можно предложить использовать на занятии специальные шумозащитные наушники.
Чрезвычайно важным при организации учебного пространства является наличие различных видов визуальной поддержки: поведенческие правила подсказки, визуальное расписание.
© 2022, Насырова Екатерина Игоревна 886