СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Опорные сигналы" Виктор Фёдорович Шаталов - российский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР (1987). Почётный доктор академии педагогических наук Украины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки устного и изобразительного взаимоконтроля – это повторение на продуктивном уровне. Методика этих уроков подробно описана в книгах В.Ф. Шаталова. Это не только уроки тотального повторения, но и уроки мощного качественного обобщения изученного материала.

Уроки открытых мыслей – это выход в зону ближайшего развития, то есть это творческие уроки, на которых каждый ученик выбирает интересную именно ему тему и работает в этой теме на индивидуально достигнутом творческом уровне.

Технологическая организация частотности повторения. Применительно к урокам основы композиции. Для работы по теме «Базовые принципы композиции» отобрано следующее задание на сказочную тематику:

Композиционная игра «Зашифрованные кубики»

Основная работа: зашифровать рисунок с помощью придуманных знаков (научиться выделять элементы композиции при анализе произведений изобразительного искусства и своих собственных рисунках).

Выполнение этого задания предшествует полётное повторение, связанное с повторением теоретических положений, заключённых в разделе «Основное повторение».

Основное повторение (на материале задания):

художественная выразительность картины;

средства композиции;

Опорные сигналы (условные обозначения)

Задание зарисовывается учащимися в самостоятельном режиме, расставляются зашифрованные знаки, составляется таблица композиционной схемы картины. Запись учащихся на листах ватмана (формат А4) приобретает следующий вид:

Затем организуется попутное повторение микро тем, не отражённых в картине средств композиции, но отрабатываемые попутно.

Попутное повторение (на творческом уровне):

1-заменить сказочную тему на пейзаж (как на один из жанров живописи);

2-осложнить задачу добавить в разбор картины некоторые данные (год написания, Ф.И.О. художника, название картины, настроение картины, своё отношение к картине);

3-выбрать картины с другим жанром (портрет, натюрморт, жанровая живопись);

4-нарисовать 4 схемы построения композиции на основе точки и нескольких линий (возможность увидеть в этих схемах свои картины);

5-выбрать произведения искусств, в которых присутствует движение, характеризующиеся как динамичные;

6-изменить симметричную композицию на асимметричную (можно использовать обычные краски, но необычными способами их применения-клякс графия, раздувание, штемпелевание);

7-выполнить иллюстрацию к стихотворению, которое больше всего нравится (выбрать наиболее подходящие средства художественной выразительности).

Режим работы по попутному повторению может быть самый разный. Преподаватель сам определяет, как именно будет организовано это повторение. Проводится такая работа в индивидуальном режиме (задания отдельным ученикам) с последующей групповой проверкой индивидуальных заданий. Здесь могут быть элементы соревновательности (кто больше? кто быстрее?) Каждый преподаватель может оставаться в такой системе самим собой. Ни о какой шаблонности не идёт речь.

Описанный фрагмент урока не ограничивается работой, связанной с содержанием задания, а значительно расширяется списком микротем, которые можно повторить на частотном уровне. Принцип частотности повторения предполагает как можно большее количество обращений к микротемам на относительно коротком промежутке времени.

Преподаватели изобразительного искусства, несомненно, могут отметить творческую составляющую во многих фрагментах описанной работы (стилистика, конструирование, развитие художественного вкуса и т.д.).

Подобный подход к организации повторения требует и учёта такой работы. Преподавателям можно вести специальную ведомость учета повторения, которая поможет видеть частотность обращения к определённым микротемам.

Именно системность работы по повторению является основой для получения высоких учебных результатов.

09.12.2018 17:45


Рекомендуем курсы ПК и ПП