СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт организации практической деятельности на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Во время моего выступления я прошу вас ознакомиться с некоторыми экспонатами моей коллекции. Вижу, как у вас в глазах загорается интерес.Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Образовательная область «Окружающий мир» дает все возможности для организации исследовательского обучения. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Существуют такие типы уроков окружающего мира по формам организации образовательного процесса:

  1. Экскурсия.
  2. Урок-практикум.
  3. Интегрированный.
  4. Игровой.
  5. Урок-беседа.
  6. Урок самостоятельной работы.

Слайд 3 В рамках предмета усваиваются специальных предметные действия:

  1. Картографические учебные действия (умения читать план местности и географическую карту).
  2. Работа с натуральными объектами природы (полезными ископаемыми, гербарием, с растениями).
  3. Работа с приборами и моделями.
  4. Работа с дневниками наблюдений.
  5. Проведение практических работ, опытов, экспериментов.
  6. Моделирование различных процессов в природе, особенно связанных с экологическими процессами в природе.

Слайд 4 Система работы по развитию специальных практических умений у младших школьников.

Виды практических методов, используемых на уроках-практикумах:

  1. Наблюдения над природой и трудовой деятельностью человека.
  2. Опыты.
  3. Практические работы.
  4. Простейшие эксперименты.
  5. Моделирование.

Наблюдение – это главный научный метод изучения природы.

Цель - накопление каких-то фактов, либо установление закономерностей.

В начальной школе метод наблюдения используется при изучении природы, в том числе сезонных изменений, а также при изучении деятельности людей (сезонной).

Слайд 5 Практическая деятельность– это деятельность при выполнении которой, учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений.

Виды практических работ по окружающему миру:

  • Работы с натуральными предметами природы
  • С приборами и моделями (термометр, компас, глобус).
  • Работы с планами местности и картами.
  • Графические работы (выполнение схем, чертежей, рисунков).
  • Работы с картинами и таблицами.
  • Работы с макетами.
  • Работы, связанные с органами и системами человека.

В курсе окружающего мира всегда были опыты, практические работы по темам. Результаты всех практических работ записывают в схемах, таблицах, иногда в виде рисунка.

На помощь учителю приходят мультимедийные программы, интерактивы. Но, все-таки я считаю, что для ребят нет ничего лучше того, что они сами нашли, потрогали, изучили.

Поэтому, я начала собирать свою коллекцию природных материалов и экспонатов, часть из которых привезла вам для показа. Абсолютно все экспонаты были принесены и подарены детьми. Самый первый предмет коллекции – плод хлопчатника из Таджикистана.

Слайд 6 Уже потом появились другие плоды: лилии, каштана, арахиса, грецкого ореха и др.

Слайд 7 Рассматривая эти плоды ребята учатся сравнивать их по внешнему виду, говорят об особенностях развития и распространения растений, о пользе для человека и экологических факторах.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Рассматривая часть коралла из Лаккадивского моря, с удивлением узнаем, что это часть скелета коралловых полипов, беспозвоночных организмов. Пытаемся понять, почему морская звезда – уникальный хищник.

Слайд 11

Слайд 12

Моделирование представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.

Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей, в том числе и природоохранительную. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают различные модели из глины, песка, пластилина, картона, бумаги и т.д. Примером моделирования может служить макет «Питание полевой мыши», изготовленный Ярославом В.

ПОКАЗАТЬ МАКЕТ

Помимо всего прочего мы часто выезжаем на экскурсии. Слайд 13,14,15

Я считаю, что данный опыт проведения практических работ и опытов на уроках окружающего мира помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал. У них развивается познавательный интерес. Появляются вопросы, на которые им хочется найти ответ, что в конечном итоге ведёт к развитию исследовательской деятельности обучающихся.

Спасибо за внимание.

13.11.2022 21:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!