СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. В своей логопедической практике использую современные образовательные технологии, направленные на максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Чтобы заинтересовать дошкольников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. Наиболее актуальны и значимы для детей с ОВЗ, среди всех известных технологий это: здоровьесберегающие технологии, технология игрового обучения, и нформационные компьютерные технологии. В коррекционной работе использую различные виды игр: дидактические, словесные, игры с предметами, игры с игрушками, игры-инсценировки. Без приемов технологии наглядного моделирования не обходится ни одно коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Информационные компьютерные технологии применяю в ходе проведения логопедических занятий во время проведения физминутки, зарядки для глаз, интерактивных игр на развитие фонематических и лексико-грамматических процессов. ИКТ позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Самым эффективным и важнейшим направлением коррекционного обучения, конечно, является дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и, в то же время, - основной вид деятельности старшего дошкольника. Она помогает решить широкий спектр образовательно-воспитательных задач, способствует разнообразию учебной деятельности, повышению результативности в усвоении грамматических категорий. Игры провожу в два этапа. На первом этапе учу детей вслушиваться в речь взрослого, на втором этапе самостоятельно употреблять заданную смысловым вопросом взрослого падежную форму. Кроме игровых упражнений использую специально создаваемые образовательные ситуации и ситуации общения при обучении детей. Например, детям предлагаю ответить на вопросы: кого не было на дне рождения у белки? (волков, лисиц, медведей, зайцев). Чего не оказалось в шкафу у Маши? (носков, гольфов, полотенец, шарфов). Использую рассматривание сюжетных картинок проблемного содержания, интерпретация которых требует установления причинно – следственных связей и их отражения в речи (девочка вышла гулять с зонтиком, потому, что идёт дождь; на улице сильный ветер, поэтому деревья наклонились), проблемная ситуация «Размытое письмо» - (ребёнку предлагаю закончить размытые дождём строки письма). Такие истории могут строиться на реальном материале, могут быть сказочными. Но главное состоит в том, что расширение фонетических возможностей ребёнка происходит одновременно с расширением лексико – грамматических возможностей. Использую упражнения направленные на отработку различных способов словообразования (префиксальный, суффиксальный, слияние основ). Они способствуют появлению у детей интереса к самостоятельному конструированию слов, словотворчеству как одному из этапов овладения нормативными формами русской речи (мальчик с голубыми глазами – голубоглазый; заяц с длинными ушами – длинноухий; человек, который катается на лыжах – лыжник; у зайчихи – зайчонок и т.п.). Играя в игру «Дерево родственных слов» учимся образовывать однокоренные слова «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагаю подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. Моя совместная работа с детьми включает в себя следующие виды деятельности: еженедельно два фронтальных занятия, которые проводятся по подгруппам, индивидуальные занятия, а так же еженедельные домашние задания, которые включают в себя так же задания на развитие грамматического строя. Следует отметить роль «Тетради домашних заданий». Выполнение домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на коррекционных занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки в детском саду. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует ребёнка и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Серия грамматических заданий направлена на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний. В течение года пополняю предметно-развивающую среду кабинета наглядным материалом, который способствует развитию у детей речевых и неречевых функций. Пополняем с воспитателями центр занимательной грамматики, используемый для индивидуальной и подгрупповой работы.
© 2018, Павленко Лариса Анатольевна 161