СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфографические минутки

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ. Жукова Елена Владимировна учитель начальных классов МКОУ СОШ №1 П.Пелым Как известно, ни один урок русского языка не обходится без слова орфограмма. Словом орфограмма младшие школьники начинают пользоваться уже на самых ранних этапах обучения письму. Ещё в период обучения грамоте опытный учитель включает в письменные упражнения первоклассников не только такие слова , как дом, сад, слива ,кукла ,-так называемые алфавитные или фонетико-графические написания ,основанные на прямом соотношении между звуками и буквами ,-но и слова типа пенал, снег, ёжик, в которых существует разница между произношением и написанием. Это делается для того, чтобы у ребёнка не возникла иллюзия благополучия (М.Р.Львов): писать научиться легко – как слышишь ,так и пиши Нужно, чтобы ученик улавливая несоответствие в произношении и написании отдельных слов, понял, что для грамотного письма недостаточно знания алфавита, необходимо освоение и других законов письма. Позднее на уроках русского языка ученик открывает для себя эти законы знакомится с правилами правописания. Но , как показывает практика, знание правил не может застраховать ребенка от ошибок. Ученик остается безгра- мотным в тех случаях , когда у него не сформировано умение замечать на письме те места, которые требуют применения правил , т.е. орфограммы. Большинство учителей понимают это и учат детей с первых шагов находить эти места в словах через установление разницы между звуковой и графиче- ской формой слова. Работа над орфографическим материалом требует обращения к специальным правилам с целью проверки написания. По мнению Д.Н. Богоявленского, знание правил является необходимым условием успешного формирования орфографического навыка. «Все искусство обучения орфогра- фии … состоит именно в том , чтобы наилучшим образом подвести учащихся к орфографическому правилу , точно и ясно объяснить его ,научить приме- нять правило к конкретным случаям написания» , -пишет Н.С. Рождественс- кий. Понятие орфограммы делает понятным для младших школьников назначение правил в их письменной речи ,необходимость изучения законов правописания становится мотивированной.Кроме того ,понятие орфограм- Мы позволяет уже на ранних этапах обучения ,до знакомства с конкретными правилами правописания, формировать у учащихся необходимое для грамотного письма умение –умение обнаруживать орфограммы. Грамотный ученик тот, кто читает и пишет без ошибок .Учитель и родители часто задают вопрос: «Как добиться прочных и глубоких знаний учащихся по русскому языку?» Одним из эффективных приёмов в усвоении орфограмм учащимися яв- ляется использование раздаточного материала , тесты, ещё орфографиче-ские минутки. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ МИНУТКИ. 1.ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ. (загадки использую те, в отгадках которых есть нужная орфограмма, безударную гласную находят не только в отгадках , но и в самом тексте за- гадки) Два братца , а друг друга не видят. (Глаза) Хоть сама и снег и лёд, а уходит –слёзы льёт. (Зима) Принялась она за дело , завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила) Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком –он поделится медком. (Пчела) Днем спит, а ночью летает , прохожих пугает. (Сова) Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава) .2.НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ ( словарь) Маленькие домики По улицам бегут, Мальчиков и девочек везут. ( Автобус) Птица белая, Вестями обклеена. (Газета) Набивать матрасы можно, И в хлеву на пол стелить. Скот кормить не так уж сложно, Если мельче порубить. (Солома) Кто без кисти и белил Крыши города белил? (Иней) Кто любит морковку И прыгает ловко, Портит в огороде грядки, Удирает без оглядки? (Заяц) Кто меня на плечи взял? Кто меня с земли поднял? И сказал мне: «Молодец!» Разумеется… (Отец) Висит на стене В позолоченной раме Прекрасная дама На черном коне. (Портрет) Иду в воду – красен, Выйду – черен. (Железо) На школьной перемене Выходит в коридор С красною повязкой, Кто это такой? (Дежурный) Он и жёлтый ,и сыпучий, Во дворе насыпан кучей. Если хочешь , можешь взять С ребятишками играть. (Песок) Буквы знать, учить читать, Честным быть, трудолюбивым. Кто же это учит вас Быть и умным , и счастливым? (Учитель) 3.НАПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. ЖИ и ШИ,ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ. Не портные ,а всю жизнь Лежит подушка круглая С иголками ходят. Наволочка резиновая (Ежи) Вместо пуха и пера - воздух Что за звездочки такие (Шина) На пальто и на платке? Под полом таятся, Все сквозные , вырезные, Кошек боятся. А возьмешь –вода в руке. (Мыши) (Снежинки) Я на розу так похож, Он ходит , голову задрав, Разве что не так хорош, Не потому ,что важный граф, Но зато мои плоды Не потому , что гордый нрав, Всем пригодны для еды. А потому, что он-… (Шиповник) (Жираф) Пьёт бензин, как молоко На прогулке бегуны – Может бегать далеко Одинаковой длины. Возит грузы и людей. Через луг бегут к березке, Ты знаком, конечно, с ней Тянут ровные полоски. (Машина) (Лыжи) Мы день спим , У неё во рту пила, под водой она жи- Мы ночь не спим, ла. И день, и ночь Всех пугала, всех глотала ,а теперь в Стучим ,стучим. котёл попала. (Часы) (Щука) Летит орлица по синему небу. Стоит Антошка Крылья распластала, На деревянной ножке Солнышко застлала. Руки из палки, (Туча) В руках мочалки. Из горячего колодца (Чучело) Через нос водица льётся. Ты к обеду положи (Чайник) Ложки ,вилки и …. (ножи) «Г» на «Ч» заменим в «гайке» Кот живёт у нас на крыше И получим слово… . А в чулане жили …. (мыши) (Чайка) У Серёжи, посмотри, Там, где губка не осилит Есть колючие… (ежи) Не домоет, не намылит, Принесла нам дождь плакучий На себя я труд беру: Эта грозовая… (туча) Пятки, локти с мылом тру Я щенка от злющей стужи защищал И коленки оттираю, Щенок от радости … (пищал) Ничего не забываю. Наступает темнота (Мочалка) На столе горит … (свеча) Петя чуть не плачет. Очень трудная … (задача) Мама зайчатам на лапки Купили белые … (перчатки) На рыбалке не ворчу, Щуку из реки… (тащу) Волки рыщут, Пищу … (ищут) Я откликаться не хочу, Меня зовут, а я … (молчу) Пескарю, плотвице - мука Если близко рыщет ... ( щук ПОСЛОВИЦЫ , ПОГОВОРКИ. Делу время- потехе час. Не торопись отвечать – торопись слушать. Грибы ищут – по лесу рыщут. Придёт солнышко и к нашим окошкам. Чужим богат не будешь. Держи голову холоде , живот в голоде ,а в ноги в тепле. Век живи, век учись. Жизнь прожить – не поле перейти. Яйца курицу не учат. Знание – дело наживное. Сам погибай ,а товарища выручай. Шила в мешке не утаишь. Чужая душа-потёмки. В чужие сани не садись. СЧИТАЛКА. Жили наши мыши за трубой на крыше. Там чудесное местечко, Потому что рядом печка. Сушит печка сухари, мыши ищут крошки, знают даже малыши: ищут мышек кошки. МАЛИНКА. Часто в чаще я ищу ягодку малинку. Я молчу, молчу, молчу, все кладу в корзину. Вот закрыто уже дно Вот уж серединка. Я ищу ,ищу, ищу, Покажись, малинка!
01.01.2015 09:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!