РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ.
Жукова Елена Владимировна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №1
П.Пелым
Как известно, ни один урок русского языка не обходится без слова орфограмма. Словом орфограмма младшие школьники начинают пользоваться уже на самых ранних этапах обучения письму. Ещё в период
обучения грамоте опытный учитель включает в письменные упражнения
первоклассников не только такие слова , как дом, сад, слива ,кукла ,-так называемые алфавитные или фонетико-графические написания ,основанные на прямом соотношении между звуками и буквами ,-но и слова типа пенал,
снег, ёжик, в которых существует разница между произношением и написанием. Это делается для того, чтобы у ребёнка не возникла иллюзия благополучия (М.Р.Львов): писать научиться легко – как слышишь ,так и пиши
Нужно, чтобы ученик улавливая несоответствие в произношении и написании отдельных слов, понял, что для грамотного письма недостаточно
знания алфавита, необходимо освоение и других законов письма.
Позднее на уроках русского языка ученик открывает для себя эти законы
знакомится с правилами правописания. Но , как показывает практика, знание
правил не может застраховать ребенка от ошибок. Ученик остается безгра-
мотным в тех случаях , когда у него не сформировано умение замечать на
письме те места, которые требуют применения правил , т.е. орфограммы.
Большинство учителей понимают это и учат детей с первых шагов находить
эти места в словах через установление разницы между звуковой и графиче-
ской формой слова.
Работа над орфографическим материалом требует обращения к специальным правилам с целью проверки написания. По мнению Д.Н.
Богоявленского, знание правил является необходимым условием успешного
формирования орфографического навыка. «Все искусство обучения орфогра-
фии … состоит именно в том , чтобы наилучшим образом подвести учащихся
к орфографическому правилу , точно и ясно объяснить его ,научить приме-
нять правило к конкретным случаям написания» , -пишет Н.С. Рождественс-
кий.
Понятие орфограммы делает понятным для младших школьников назначение правил в их письменной речи ,необходимость изучения законов правописания становится мотивированной.Кроме того ,понятие орфограм-
Мы позволяет уже на ранних этапах обучения ,до знакомства с конкретными
правилами правописания, формировать у учащихся необходимое для грамотного письма умение –умение обнаруживать орфограммы.
Грамотный ученик тот, кто читает и пишет без ошибок .Учитель и родители часто задают вопрос: «Как добиться прочных и глубоких знаний учащихся по
русскому языку?»
Одним из эффективных приёмов в усвоении орфограмм учащимися яв-
ляется использование раздаточного материала , тесты, ещё орфографиче-ские минутки.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ МИНУТКИ.
1.ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ.
(загадки использую те, в отгадках которых есть нужная орфограмма,
безударную гласную находят не только в отгадках , но и в самом тексте за-
гадки)
Два братца , а друг друга не видят. (Глаза)
Хоть сама и снег и лёд, а уходит –слёзы льёт. (Зима)
Принялась она за дело , завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,
похлопочет над цветком –он поделится медком. (Пчела)
Днем спит, а ночью летает , прохожих пугает. (Сова)
Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава)
.2.НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ ( словарь)
Маленькие домики
По улицам бегут,
Мальчиков и девочек везут. ( Автобус)
Птица белая,
Вестями обклеена. (Газета)
Набивать матрасы можно,
И в хлеву на пол стелить.
Скот кормить не так уж сложно,
Если мельче порубить. (Солома)
Кто без кисти и белил
Крыши города белил? (Иней)
Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки? (Заяц)
Кто меня на плечи взял?
Кто меня с земли поднял?
И сказал мне: «Молодец!»
Разумеется… (Отец)
Висит на стене
В позолоченной раме
Прекрасная дама
На черном коне. (Портрет)
Иду в воду – красен,
Выйду – черен. (Железо)
На школьной перемене
Выходит в коридор
С красною повязкой,
Кто это такой? (Дежурный)
Он и жёлтый ,и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь , можешь взять
С ребятишками играть. (Песок)
Буквы знать, учить читать,
Честным быть, трудолюбивым.
Кто же это учит вас
Быть и умным , и счастливым? (Учитель)
3.НАПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
ЖИ и ШИ,ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ.
Не портные ,а всю жизнь Лежит подушка круглая
С иголками ходят. Наволочка резиновая
(Ежи) Вместо пуха и пера - воздух
Что за звездочки такие (Шина)
На пальто и на платке? Под полом таятся,
Все сквозные , вырезные, Кошек боятся.
А возьмешь –вода в руке. (Мыши)
(Снежинки) Я на розу так похож,
Он ходит , голову задрав, Разве что не так хорош,
Не потому ,что важный граф, Но зато мои плоды
Не потому , что гордый нрав, Всем пригодны для еды.
А потому, что он-… (Шиповник)
(Жираф)
Пьёт бензин, как молоко
На прогулке бегуны – Может бегать далеко
Одинаковой длины. Возит грузы и людей.
Через луг бегут к березке, Ты знаком, конечно, с ней
Тянут ровные полоски. (Машина)
(Лыжи)
Мы день спим , У неё во рту пила, под водой она жи-
Мы ночь не спим, ла.
И день, и ночь Всех пугала, всех глотала ,а теперь в
Стучим ,стучим. котёл попала.
(Часы) (Щука)
Летит орлица по синему небу. Стоит Антошка
Крылья распластала, На деревянной ножке
Солнышко застлала. Руки из палки,
(Туча) В руках мочалки.
Из горячего колодца (Чучело)
Через нос водица льётся. Ты к обеду положи
(Чайник) Ложки ,вилки и …. (ножи)
«Г» на «Ч» заменим в «гайке» Кот живёт у нас на крыше
И получим слово… . А в чулане жили …. (мыши)
(Чайка) У Серёжи, посмотри,
Там, где губка не осилит Есть колючие… (ежи)
Не домоет, не намылит, Принесла нам дождь плакучий
На себя я труд беру: Эта грозовая… (туча)
Пятки, локти с мылом тру Я щенка от злющей стужи защищал
И коленки оттираю, Щенок от радости … (пищал)
Ничего не забываю. Наступает темнота
(Мочалка) На столе горит … (свеча)
Петя чуть не плачет.
Очень трудная … (задача)
Мама зайчатам на лапки
Купили белые … (перчатки)
На рыбалке не ворчу,
Щуку из реки… (тащу)
Волки рыщут,
Пищу … (ищут)
Я откликаться не хочу,
Меня зовут, а я … (молчу)
Пескарю, плотвице - мука
Если близко рыщет ... ( щук
ПОСЛОВИЦЫ , ПОГОВОРКИ.
Делу время- потехе час.
Не торопись отвечать – торопись слушать.
Грибы ищут – по лесу рыщут.
Придёт солнышко и к нашим окошкам.
Чужим богат не будешь.
Держи голову холоде , живот в голоде ,а в ноги в тепле.
Век живи, век учись.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Яйца курицу не учат.
Знание – дело наживное.
Сам погибай ,а товарища выручай.
Шила в мешке не утаишь.
Чужая душа-потёмки.
В чужие сани не садись.
СЧИТАЛКА.
Жили наши мыши
за трубой на крыше.
Там чудесное местечко,
Потому что рядом печка.
Сушит печка сухари,
мыши ищут крошки,
знают даже малыши:
ищут мышек кошки.
МАЛИНКА.
Часто в чаще я ищу
ягодку малинку.
Я молчу, молчу, молчу,
все кладу в корзину.
Вот закрыто уже дно
Вот уж серединка.
Я ищу ,ищу, ищу,
Покажись, малинка!