СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Организация конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста
Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на развитие. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста, предполагает построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющегося у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития). Детская игра и конструирование, как одни из ведущих и предпочитаемых дошкольниками видов деятельности, занимают достойное место, как методологии, так и в практике дошкольного образования. Одними из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO. Для работы с современным конструктором педагогу необходимо пользоваться разнообразными методами и приемами обучения и развития детей. Их выбор зависит от требований стандарта, ориентированных на определенную возрастную группу, имеющихся знаний об окружающих предметах, конструктора, существующих связей, опыта обращения с ними и непосредственно от умения и навыков конструирования. В зависимости от возраста неизменным приемом является мотивация данной работы с конструктором, который постепенно усложняется. Использование игровых приемов – необходимое условие работы с конструктором. Поэтапный показ педагогом создания конструкции и способов соединения позволяет получить желаемый результат. В младшем дошкольном возрасте это может быть полный показ, в старшем дошкольном – частичный. Большое значение имеет индивидуальный показ, который позволяет производить корректировку затруднений. Детей необходимо научить анализировать образ постройки, который в дальнейшем они будут изображать (в зависимости от возраста образы усложняются). Важно поддерживать собственный конструктивный замысел, научить рассказывать о задуманном, отмечая выразительность конструкции, способы ее создания и варианты воплощения. В средней группе дети закрепляют конструктивные умения, на основе которых у них формируются новые. Так, умение составлять определенную композицию из элементов конструктора способствует развитию умения планировать свою дальнейшую работу. В этом возрасте дети учатся не только действовать по плану, предлагаемому педагогом, но и самостоятельно определять этапы выполнения будущей конструкции. Это важный фактор при формировании учебной деятельности. Дети, создавая конструкцию, мысленно ее представляют и заранее планируют, что будут выполнять и в какой последовательности. Коллективная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе. Постепенно формируются умения предварительно договариваться, распределять обязанности между собой, отбирать материал для конструкции и самое главное – дружно работать, не мешая друг другу. Потребность в контакте с другими детьми для совместной деятельности возрастает. Дети уже в состоянии понять требования взрослых, коллектива. Роль воспитателя становится менее активной в части работы над конструкцией и более активной при описании результата деятельности детей. В процессе конструирования детей учат следующим техническим умениям: замыкать пространство, сооружать несложные конструкции разных размеров, соразмерять постройки между собой (стол и стул, ангар и самолет, солнце и звезды). Постепенно дети учатся отбирать детали по величине, форме, цвету, учитывая при этом устойчивость в соответствии с особенностями конструкции, запоминать последовательность при ее выполнении. Воспитатель должен донести до детей, что одни детали можно заменить другими, соединив их иным способом. Дети продолжают обучаться конструктивным действиям по образцу, по условиям, предложенным воспитателем, и по собственному замыслу в игре. В средней группе следует обучать детей создавать конструкции, при этом у каждого ребенка должен быть самостоятельный объект стройки. Предварительно нужно договориться о создании отдельных частей конструкции (один создает ангар, другой – самолеты). Затем дети могут совместно доделать крупные объекты, например, дорогу, взлетную полосу. Во время конструирования важно приучать детей к аккуратности. Например, ребята должны складывать детали так, чтобы они занимали не слишком много места. Если во второй младшей группе материал раскладывался, в основном, для каждого ребенка, то в средней группе следует располагать его на середине стола, чтобы дети учились выбирать только те детали, которые им необходимы. После игр ребятам предлагается самостоятельно разбирать конструкции и укладывать детали на свои места. Необходимо умение оценивать эстетические качества предметов, выделять форму, цвет, отличительные детали. Воспитатель учит детей не только правильно оценить образ, но и давать эстетическую оценку, которую в дальнейшем ребенок должен учесть при создании конструкции. Нужно не только показывать образцы гармоничных по цвету конструкций, но и объяснять, что постройка становится красивой, когда удается хорошо сочетать цвета. Именно поэтому конструкции приобретают большую выразительность и характерность к 4-5 годам. Таким образом, учитывая синтез игры и конструирования, деятельность с наборами LEGO Education способствует у детей среднего дошкольного возраста формированию следующих личностных качеств: Социальная компетентность - интерес и потребность в общении со сверстниками, осознание своего положения среди них, овладение способами взаимодействия, ориентировка в человеческих отношениях, эмоциональных состояниях других людей; Эмоциональность – умение выражать свои чувства и проявлять эмпатию; Креативность – творческое экспериментирование, нестандартность в деятельности; Инициативность - активность в выборе тематики игр, активность в вопросах и обращениях, активность в конструкторской деятельности.
© 2018, Домрачева Елена Владимировна 409