© 2023, Дубинина Светлана Владимировна 120
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
За каждым успешным человеком стоят наставники. Наставничество в современном динамичном мире – это эффективный инструмент личностного развития, расширения возможностей, формирования новых навыков и компетенций. Это непосредственная передача живого опыта от человека к человеку, доверительные, взаимообогащающие отношения, необходимые всем участникам процесса.
Одним из важных факторов успешного обучения в школе является наличие или отсутствие сплоченного социального окружения, которое может оказать поддержку. Одной из форм организации группы является наставничество.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, и ценностей через неформальное наполняющее общение, основанное на доверии и партнерстве.
В современной педагогической практике наставничество вновь занимает приоритетное место. Появились новые перспективные направления в школе: развитие талантов, профориентация, учебная мотивация, поддержка в инклюзивном образовании, реализация индивидуальных образовательных маршрутов. Методы, применяемые в педагогике, успешно работают и в более узкой дисциплине – логопедии. Что позволяет утверждать, что последние два направления являются актуальными и позволяют раскрыться в области коррекции речи.
Одной из самых крупных форм наставничества, включающих много вариаций, можно назвать форму: «ученик – ученик».
Форма наставничества «ученик-ученик» предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной организации, одного класса. При котором, один из учащихся находится на более высокой ступени знаний и, желательно, обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации.
Вариации ролевых моделей внутри формы "ученик - ученик" могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника.
Основными вариантами могут быть:
- взаимодействие "успевающий - неуспевающий", классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
- взаимодействие "лидер - пассивный", поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
- взаимодействие "равный - равному", в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым в широком смысле можно выделить: преодоление неуспешности, помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри класса, формирование устойчивого школьного сообщества.
Важно сделать отношения гибкими и приспосабливающийся к изменяющимся условиям учебного процесса. Здесь успешно работает ситуационное наставничество, подразумевающее предоставление наставником помощи всякий раз, когда подопечный в этом нуждается. Роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить реагирование на ситуацию, значимую для подопечного. Интересно, что в рамках прохождения материала роли наставника и наставляемого могут меняться.
Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья способствует качественному развитию системы инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях.
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Среди основных проблем учеников с ограниченными возможностями здоровья: низкая учебная мотивация, неудовлетворительная успеваемость в силу психоэмоциональных затруднений.
Часто ученики, имеющие особые образовательные потребности, занимаются в микроподгруппах. В данных подгруппах всегда наблюдаются как сильные ученики, так и нуждающиеся в поддержке, что позволяет остальным ученикам проявлять себя. Для того чтобы коррекционная работа была эффективной нужно грамотно организовать и установить отношения между учениками.
Ученики с ограниченными возможностями здоровья часто болеют, следовательно пропускают занятия. Часть детей уже успевает выполнить запланированные задания, что в дальнейшем позволяет им наставлять болевшего ученика. Радует, что у детей появляется желание помочь друг другу, рассказать, как нужно выполнять задание. Я стараюсь поддерживать данную инициативу, поощряю взаимодействие учеников на уроке в рамках обучения.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет ученикам получить поддержку друг друга. При участии товарища ученик начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в обучение.
Успешное преодоление специфических ошибок происходит быстрее, если ученик чувствует участие. Наставничество – это двухсторонний процесс, ученики влияют и воспитывают друг друга. У школьников развивается способность к эмпатии, способность корректно и адекватно воспринимать свои трудности и своих товарищей с ОВЗ. Появляется педагогический оптимизм по отношению к своим ошибкам и к ошибкам своих одноклассников.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но в итоге, она приносит свои плоды. Применение разнообразных технологий, воздействующих на различные анализаторы и учитывающих различные подходы к коррекции, позволяет добиться желаемых результатов.
© 2023, Дубинина Светлана Владимировна 120