СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация педагогической диагностики в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация педагогической диагностики в коррекционной школе.

Специальная общеобразовательная школа ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции имеющихся нарушений в развитии. И помочь этой категории детей научиться жить самостоятельно в обществе, насколько это возможно для каждого из них.

Организация таких условий предполагает глубокое знание психологических особенностей учеников, учет их недостатков и имеющихся потенциальных возможностей, а также определение условий, способствующих реализации возможностей каждого ученика.

Слайд 2.

В федеральную целевую программу развития образования внесен специальный Федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, который является базовым инструментом реализации их конституционных прав на образование, системой норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются такие дети.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», а также «Положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении», детям, с множественными проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, в нашей школе предоставляется возможность получить полноценное развитие, обучаясь в соответствии с их психофизическими возможностями.

Многие специалисты-дефектологи, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения ЦНС), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, и.тд.). Дети с умственной отсталостью, как правило, имеют сочетанные дефекты, что создает определенные трудности при обучении. Они не умеют управлять своим поведением, мотивы, побуждающие к обучению, отсутствуют, имеются грубые нарушения речи. Трудно прогнозировать, сколько понадобится времени каждому отдельно взятому ребенку на овладение каким-либо навыком. Практика работы с данной категорией детей показывает, что чем раньше начата коррекционно-развивающая работа, тем она эффективнее. Для каждой категории детей требуется дифференциация образования, разработка вариантов индивидуальных образовательных маршрутов, соответствующих их возможностям и потребностям.

Поэтому перед педагогом специальной школы особенно остро возникает необходимость всесторонней педагогической диагностики каждого ученика.

Педагогическая диагностика учащегося должно включать в себя обследование состояния знаний, умений и навыков, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы.

Слайд 3.

Итак, педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Она служит оценочной практикой, направленной на изучение индивидуально–психологических особенностей ученика с целью оптимизации учебно–воспитательного процесса.

Слайд 4.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:

1. Информационную.

2. Прогнозирующую.

3. Оценочную.

4. Развивающую.

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы выявить относительный уровень развития ребёнка, уровень состояния педагогического взаимодействия, определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся, определять прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы иметь представление о результативности педагогического взаимодействия, определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития, создать условия для самореализации и саморазвития личности на основе диагностики.

Слайд 5.

Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие:

1. Определить уровень развития ребёнка.

2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

3. Увидеть норму и отклонение.

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

7. Определить критерии эффективности и дать оценку воздействия коррекции.

Индивидуальные образовательные потребности ребенка определяются с учетом показателей познавательного и личностного развития, выявленных при обследовании.

Отбирая диагностические методики, учитель должен учитывать возраст учащихся, готовность учащихся к диагностическому исследованию, степень взаимодействия учащихся и педагога.

Учитывая сложность построения диагностического процесса и ответственность специалистов за полученные результаты, приведем некоторые требования, на которые следует ориентироваться при реализации диагностической деятельности.

Слайд 6.

Диагностическая работа строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, Д. Б. Эльконина и др.

  • Принцип комплексного подхода предполагает взаимодействие разных специалистов (врачей, психологов, педагогов) при определении причине механизмов психологической сущности и структуры нарушения развития ребенка. Каждое направление диагностики имеет дифференцированные цели и задачи, некоторые из которых будут раскрыты ниже.
  • Принцип системного подхода к изучению ребенка лежит в основе определения структуры дефекта развития и иерархии нарушений. При психоло-педагогическом изучении ребенка оценивается не только то, какие психические процессы нарушены, но и какие звенья структуры психической деятельности ребенка несовершенны (отстают в развитии), а какие сохранны.
  • - В условиях коррекционного обучения обязательно учитывается характер динамики развития каждого ребенка, так как она может отражать сущность отставания.
  • Важно выявить условия, при которых затруднено выполнение задания и, главное, при каких условиях происходит значительное улучшение результатов деятельности, то есть выявить, какова истинная обучаемость ребенка, каковы его потенциальные возможности. Согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях психического развития в процессе обследования ребенка изучается как уровень его актуального развития, так и «зона ближайшего развития». Анализ характера помощи взрослого, способности к переносу новых способов действий в измененные условия позволяет выявить особенности обучаемости воспитанника. С одной стороны, обучаемость выступает в качестве основного дифференциально-диагностического критерия при разграничении сходных состояний. С другой стороны, имеет значение для построения индивидуальных и групповых программ коррекционно-образовательной работы, выбора стиля и характера взаимодействия педагога и ребенка.
  • • Принцип единства качественного и количественного анализа результатов обследования. Главным в оценке является качественный анализ процесса деятельности ребенка, что предполагает:

– выявление отношения ребенка к собственным ошибкам и результату деятельности;

– оценку регуляторных функций, обеспечивающих произвольные формы психической деятельности;

– анализ содержательной стороны деятельности и ее результатов;

– выявление особенностей реакции на замечания педагога или реплики товарищей;

– определение условий, позволяющих качественно улучшить деятельность ребенка;

– определение качественных особенностей психических процессов и уровня их развития.

  • Принцип структурно-динамического подхода ориентирован на изучение особенностей развития ребенка с точки зрения соответствия возрастным нормативам.
  • Принцип деятелъностного подхода. На различных возрастных этапах диагностическая работа должна строиться с учетом ведущей деятельности, ее основных структурных компонентов, уровня сформированности и перспектив развития основных возрастных новообразований. При обследовании ребенка на начальном этапе, должен быть определен уровень сформированности предметной и особенно игровой деятельности – ее основных структурных компонентов (перенос значений с одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения открытому правилу игры), исследованы некоторые стороны психического развития (наглядно-образное мышление, общие познавательные мотивы, соотношение зрительного и смыслового поля, использование символических средств, развитие общих представлений).
  • • Принцип ранней диагностики отклонений в развитии. Раннее выявление отклонений и начало коррекционно-развивающей работы позволяет максимально использовать потенциальные возможности развивающегося мозга.
  • • Принцип единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа позволяет продуктивно использовать результаты обследования для построения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ.

Этические принципы

- принцип конфиденциальности;

- принцип соблюдения интересов обследуемого;

- принцип ненанесения ущерба;

- принцип компетентности и беспристрастности;

Наиболее информативными методами диагностики являются следующие методы: метод изучения документации, беседа, наблюдение, анкетирование, метод изучения результатов деятельности детей, метод анализа продуктов деятельности, тестирование.

Слайд 7

Метод изучения документации позволяет собирать анамнестический материал и получить представления о причинах отклонения в развитии. Данный метод позволяет определить: в каких направлениях нужно строить специалисту дальнейшее обследование ребенка.

Педагог должен познакомиться с личными делами детей: выпиской из протокола городского или областного ПМПК, школьной ПМПк, характеристиками из других образовательных учреждений, где ранее обучался ребёнок. На основании изученных документов педагог составляет общие представления о ребёнке: его диагноз, физическое состояние, факторы, отягощающие основной дефект, а также приблизительно подбирает тот комплект методик психолого-педагогического обследования, который подходит для конкретного ребёнка.

Слайд 8

Метод беседы является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным аргументом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа, как с самим ребёнком, так и с взрослыми, входящими в его окружение. Особенностью беседы и отличие её от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого. Ещё одна особенность – ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый – в роли задающего вопросы.

Слайд 9

Метод наблюдения даёт возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Слайд 10

Предваряя работу с первоклассниками, я провожу на самом первом родительском собрании анкетирование родителей с целью ознакомления с особенностями их детей, уровнем готовности к школе, традициями семьи.

Слайд 11

Метод изучения результатов деятельности детей – анализу подвергается конечный результат деятельности ребенка (анализу могут подвергнуться поделки, рисунки, сочинения и т.д.), следовательно можно увидеть: уровень развития моторики, эмоциональную доминанту, отношение к окружающему миру, страхи, особенности зрительного восприятия, творческий потенциал, уровень развития сенсорных и моторных навыков, уровень воображения.

Слайд 12.

Метод анализа продуктов деятельности

Цель: выявление динамики интеллектуального развития учащихся, имеющих умственную отсталость легкой степени, информационное обеспечение оптимизации интеллектуального развития каждого обучающегося с нарушением интеллекта.

Используя метод анализа продуктов деятельности, можно увидеть типичные ошибки, уровень сформированности учебных навыков чтения, письма, счёта в уме, решения задач и т.д.

Диагностируется состояние обучающихся с нарушением интеллекта методом наблюдения, по результатам которого при необходимости чаще оказывается оперативная вербальная и невербальная поддержка.

Слайд 13

Тестирование.

Тесты на уроках математики

- на определение пространственных отношений

Учитель предлагает ученику расположить на альбомном листе предметы (геометрические фигуры, рисунки сказочных героев или животных, цветные карандаши …) по определённой схеме. Например, в верхний правый угол положи …, в нижний левый угол …, в нижний правый угол …, в верхний левый угол - … Если учащийся не сразу справляется с заданием, необходимо провести дополнительную работу по развитию пространственных отношений.

Для этого хорошо использовать игру «Лабиринт». Учитель просит учеников отметить точку начала «движения по лабиринту».Далее учитель сообщает маршрут. Например: две клетки вверх, три клетки вправо, одну клетку вниз, одну клетку влево, две клетки вниз, две клетки вправо, четыре клетки вверх, три клетки влево, одну клетку вверх. Остановились. «Лабиринт» ученика сравнивается с образцом.

- на определение логического мышления и воображения

Учитель предлагает ученику найти соответствия на картинках или выделить «лишний» предмет, расположить иллюстрации к сказке в логике сюжета.

Для развития логического мышления, воображения и конструкторских способностей хорошо систематически использовать игру «Танграм». Учащимся предлагается составить фигуру по образцу из разрезанных семи частей квадрата. Сначала фигуры ученики составляют по образцу, а далее – по представлению.

Когда в дальнейшем дети освоятся с этой головоломкой, можно проводить соревнования индивидуальные или групповые – кто быстрее соберёт фигуру, кто больше составит разных фигур.

Слайд 14

Мы используем различные виды диагностик: первичную, текущую и итоговую.

В течение первых трех недель пребывания в школе целесообразно провести на разных уроках первичную диагностику. И вносим полученные данные в дневники наблюдения:

– произошли ли изменения в определенных ранее сферах по сравнению с исходным состоянием;

– как протекали изменения;

– к чему они в результате привели.

Так же коррекционных дневниках обучающихся ведутся записи данных по текущей диагностике:

- о продвижении детей в различных аспектах обучения; достижений в тех или иных видах деятельности, которая будет определять уровень развития ребенка, где отражается качественное содержание доступных ему действий, а не число удачных попыток.

Реально присутствующий опыт деятельности на уровне:

– совместных действий с педагогом,

– деятельность по подражанию,

– деятельность по последовательной инструкции,

– самостоятельная деятельность.

Эти уровни войдут в мониторинг развития учеников, оценку их функционирования. И отмечаем в конце каждой четверти в картах психолого-педагогического и медико-социального развития ребёнка

Предполагаемый результат обучения (для учителя) – это оценка сформированности умений в выполнении их:

– совместно с педагогом;

– по подражанию;

– по образцу.

Условно мы определили это как уровни. Мы считаем, что после проведенной диагностики можно определить уровень сформированности навыков для конкретного ребенка и начать обучение в освоении индивидуальной программы. Каждый ребенок на своем уровне будет овладевать программным материалом сообразно своим возможностям. Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит освоить.

Итог

Диагностическая работа в коррекционной школе это выявление особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением интеллекта при освоении основной образовательной программы основного общего образования

Педагогическая диагностика:

  • Позволяет разработать индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с нарушением интеллекта в рамках образовательного учреждения;
  • дает возможность определить уровни актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с нарушением интеллекта, выявить его резервных возможностей;
  • позволяет получить представление о развитии эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
  • позволяет получить представление о социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • позволяет получить представление о адаптивных возможностях и уровне социализации ребёнка с нарушением интеллекта;
  • позволяет осуществить системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с нарушением интеллекта (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).

Диагностическая работа:

Задачи (направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Первичная диагностика

Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Педагогическое наблюдение

анкетирование родителей, беседы с педагогами (логопедом, школьным психологом)

Углубленная диагностика детей с УО, детей-инвалидов

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей

Диагностирование

Заполнение диагностических документов специалистами (речевой карты, протокола обследования)

Определение уровня организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам (математика, письмо, чтение).

Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

05.03.2019 16:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!