СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся как основной фактор УУД обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ

«Толтойская средняя общеобразовательная школа им. Ж.Е. Тулаева»

ДОКЛАД

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся как основной фактор УУД обучающихся

(выступление на РМО)

Докладчик

учитель начальных классов

Сыбикова Л.Д.

октябрь, 2020 г.

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность – один из путей формирования УУД. Одним из путей формирования УУД в начальной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Программа ориентирована на использование в рамках урочной и внеурочной деятельности для всех видов образовательных организаций при получении начального общего образования. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, дети овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. Организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности детей. Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться, в том числе по таким направлениям, как:

· исследовательское;

· прикладное;

· информационное;

· социальное;

· игровое;

· творческое.

Проектная деятельность обучающихся начальной школы в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата. Проектная деятельность обучающегося ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся. В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя - он становится организатором совместной работы с обучающимися. При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели. Особое значение для развития УУД в начальной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы ребёнок — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану. Работая над проектом, дети имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями. В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы. Следующий шаг — как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет увидеть ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. Понятно, что ребёнок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с 3 класса. Кроме того, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний обучающихся, поэтому контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты учебного проекта. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя. Итоговый индивидуальный проект и его защита являются основной процедурой итоговой оценки достижений метапредметных результатов. Результаты могут быть представлены в ходе проведения научно-практических конференций среди учащихся начальных классов. В состав материалов включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности.

2) краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников.

31.08.2023 11:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП